КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ - Страница 7

Косма Этолийский стремился воплотить православную исихастскую традицию в человеческую повседневность, заложив тем самым основы обновлённого общества и призывал мирян к совершенной подвижнической жизни. Богословие Космы Этолийского было популярным: сложные догматы он легко объяснял в нескольких предложениях, используя наглядные примеры. При этом подчёркивал, что Бог познаётся в опыте духовной жизни и, прежде всего, через участие в таинствах. Многие его богословские построения были оригинальными, он творчески осмысливал Священное Писание и Предание. В его проповедях содержатся возвышенное учение о Святой Троице, истолкование домостроительства спасения человека, совершённого Сыном Божьим, восходящие к ареопагитскому корпусу умозрения об ангельской иерархии, примеры из церковной истории и Житий святых. В поучениях Космы Этолийского народная мудрость органично сочеталась с евангельскими и святоотеческими изречениями. Для объяснения догматов о Святой Троице и Божественных энергиях он использовал примеры из творений святителей Григория Паламы, Феофана Никейского, Иоанна Златоуста и других отцов церкви. Кроме того, неоднократно привлекал материал из популярной в этот период на Афоне книги монаха Агапия Ланда «Грешных спасение». Поучения Космы Этолийского сохранились в нескольких десятках рукописных текстов. Они были хорошо известны при его жизни, а после мученической кончины проповедника их распространение приобрело значительные масштабы. Запись и копирование поучений делались с одобрения Космы Этолийского. Его ученики, получив необходимые знания и опыт, «посылались в деревни материковой части Греции и Пелопоннеса, где проповедовали собственными словами или зачитывали проповеди, произнесённые их учителем». Проповеди и письма Космы Этолийского были популярными в народе, их зачитывали даже на службе в храмах, часто переписывали и передавали друг другу. В поучениях Косма Этолийский говорил не только о духовном, он обращался к насущным проблемам людей и подробнейшим образом касался вопросов, имевших в те времена первостепенное значение: какую одежду носить, как хоронить умерших, как творить крестное знамение, как исповедоваться. Темой первого, вечернего, поучения было создание ангелов и вещественного мира, грехопадение Адама и Евы и их изгнание из рая. Утром следующего дня произносилось второе поучение о земной жизни Пресвятой Богородицы и Спасителя до Великого четверга. Вечером того же дня, в третьем поучении, Косма Этолийский говорил о воскресении Христовом, апостольском служении, распространении христианской веры и о Втором пришествии.

 



 
PR-CY.ru