КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ - Страница 4

Косма Этолийский был связан дружескими отношениями и сотрудничал со многими участниками «филокалического возрождения». Как и другие традиционалисты, полагал, что только через возрождение православия греки и другие православные народы Балкан смогут сберечь свою идентичность. Вместе с участниками движения коллвадов Косма Этолийский выступил в защиту воскресного дня, он учил христиан не работать и не устраивать торговых дней по воскресениям. По его призыву многие изменили свой жизненный уклад и в некоторых районах торговля по воскресным дням прекратилась. Косма Этолийский проповедовал универсальность исихастской практики как для монашествующих, так и для мирян, он раздал более 300 тыс. чёток и учил людей творить Иисусову молитву. Так, в ряде областей среди мирян получила широкое распространение практика «умной молитвы» (святогорская версия Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, Богородицею помилуй мя»). Большое внимание Косма Этолийский уделил сохранению народных обычаев. Для внешнего отличия православных от турок он советовал мужчинам не брить головы и не носить фески с длинными кисточками, женщин призывал надевать платки (он раздал слушательницам больше 400 тыс. косынок и платков). 24 августа 1779 г. Косма Этолийский принял мученическую кончину в селении Муйяли (на территории современной Албании) от рук приближённых Курт-паши, подкупленного врагами святого (ростовщиками и торговцами-иудеями). За голову Космы Этолийского была заплачена огромная денежная сумма. После повешения тело проповедника было брошено в реку Апсос и обретено через три дня иеромонахом Марком из монастыря Введения во храм Пресвятой Богородицы (Арденица) близ Коликондаси. По преданию, он увидел, что Косма Этолийский как живой стоит на воде. Иеромонах Марк перенёс тело святого в свой монастырь и похоронил за алтарём. У могилы произошло множество чудес. В разных источниках исследователи находят информацию о многочисленных случаях проявления благодатной помощи по молитвам к этому святому. Косма Этолийский почитается народом как великий чудотворец. Житие Космы Этолийского содержится в посвящённом новомученикам сборнике «Новый Мартирологий», который был составлен преподобным Никодимом Святогорцем и издан в Венеции в 1799 г. В «Новом Мартирологии» Житие святого помещено под 4 августа, а не в день его кончины. Под этим же числом память Космы Этолийского внесена в «Синаксарист» преподобного Никодима Святогорца (Венеция, 1819 г.). Служба Косме Этолийскому, написанная дидаскалом Сапфиросом Христодулидисом из Граменона, была опубликована в Венеции в 1814 г. и несколько раз переиздавалась. В ней празднование святому предполагалось совершать 24 августа. Позднее именно эта дата утвердилась в богослужебной практике.

 



 
PR-CY.ru