КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ - Страница 6

Личность Космы Этолийского находится в центре внимания греческой историографии, ему посвящено намного больше публикаций, чем другим церковным деятелям османского периода. После появления исследования К. Фалтаица «Святой Косма в устах народа Эпира» (1929 г.) было опубликовано больше 10 тыс. работ, связанных с теми или иными аспектами деятельности Космы Этолийского. Помимо научных существует множество публицистических, художественных и музыкальных произведений о жизни святого, о нём были созданы театральные постановки, снято несколько фильмов. Наследие Космы Этолийского востребовано и в современном православном мире. В Греции его поучения опубликованы значительными тиражами и периодически переиздаются. Они переведены на несколько языков (в том числе на русский). В год 300-летия со дня рождения Космы Этолийского в Греции состоялось 14 посвящённых ему научных конференций, была проведена конференция и в Москве. Для Космы Этолийского был важен сотериологический аспект образования. Не отрицая практического значения грамотности, он, прежде всего, выделял её нравственную, религиозную функцию и значение. Фактически приобретение знаний он рассматривал как начальную ступень богопознания и духовного самосовершенствования. По его мнению, образование не просто даёт сумму знаний, оно должно воспитывать лучшие человеческие качества и создавать для людей духовные ориентиры. Косма Этолийский подчёркивал, что «школа открывает церкви, школа открывает монастыри». Он решительно боролся с суевериями и предрассудками, получившими на Балканах широкое распространение, не раз использовал приобретённые в Афониаде научные знания в своей просветительской деятельности. Один из слушателей его проповеди отметил, что Косма Этолийский был «не чужд естественных наук…, показал знание разнообразных философских систем, говорил о природном составе небесной материи, количестве планет и звёзд». Косма Этолийский утверждал, что жизнь должна строиться в соответствии с законами, данными Богом, а не изобретёнными человеческим разумом. В своей притче о трёх законах он противопоставляет христианский закон, основанный на любви и помощи ближнему, естественному закону европейских просветителей, который базируется на эгоизме и рационализме. Главным фактором консолидации общества Косма Этолийский считал не национальный, а религиозный. Поэтому он обращался с проповедью ко всему христианскому населению бывшей Византийской империи, стремясь укрепить единство «православного рода». Турецкое владычество было для него меньшим злом, чем идеология Просвещения и католичество. Он считал, что «другие государства могут повредить [нашей] вере, турки же нет, дай им денег и можешь сбросить их со своей шеи… Турки, словно сторожевые псы, нас охраняют». Понятие о социальной справедливости было одним из ключевых в учении Космы Этолийского, но он не был сторонником бесклассового общества; выступал против ростовщиков и знати, т.к. они были неправедны и мало заботились о простом народе, а не потому, что они были богаты. Косма Этолийский призывал к умеренности и милосердию, убеждал бездетных зажиточных христиан усыновлять сирот и добился в этом определённых успехов. Его деятельность носила традиционно-просветительский характер. Православие он рассматривал как живую, многовековую традицию, которая должна сохраниться такой, какой дошла в прямом преемстве от апостолов, св. отцов и Самого Христа.

 



 
PR-CY.ru