КОРЯЖЕМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 6

До начала ХХ в. в Благовещенском храме Коряжемского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря над гробницей преподобного Лонгина хранилась икона Животворящего Креста Господня, которую, по преданию, принесли с собой основатели монастыря преподобные Лонгин и Симон. Икона «сделана из берёзового дерева, имеет вышины 141/8, ширины 9 вершков; в эту доску врезан крест вышиною 77/8, в поперечнике 57/8 вершка. На нижнем краю доски церковнославянскими буквами начертано: “вде 7043” (т.е. 1535 г.), на обороте доски вырезано: “Крест Христов Павловы пустыни”». Рядом с гробницей преподобного Лонгина хранились его власяница и фелонь, в ризнице – пелена с образом преподобного Лонгина, вышитым в полный рост; ею накрывали бронзовую раку с мощами святого (считается, что пелену изготовила Марфа Фёдоровна Строганова). Почитался и колодец, выкопанный основателями монастыря. В обители хранились деревянный посох и схима Вятского епископа Александра. В Христофоровой пустыни почиталась икона Божьей Матери «Одигитрия», которую, по преданию, принёс с собой преподобный Христофор. Впоследствии икона оказалась в Коряжемском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре. В описании Сольвычегодского уезда 7133 (1625) г. содержится опись имущества Коряжемского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря, в том числе книжного собрания (Российский государственный архив древних актов). В библиотеке помимо богослужебных книг («2 Устава писменые в десть, да 6 Псалтыри, 3 печатных, а 3 писменые... да 2 Охтая на 8 гласов, книга Треодь посная, да 5 Минеи месячных... да 2 Псалтыри с следованым... книга Синоксарь... книга Часословец... 4 книги Служебников... 2 Треоди посных, Треодь цветная... да книга Устав печатной в десть... два Ермолая [Ирмология], два сенника [синодика]... книга Потребник, да семь Чесовников печатных и письменых») были библейские книги и толкования на них (Апокалипсис, два рукописных толковых Евангелия, толкования на Деяния св. апостолов, «книга Григорья Богослова», «книга Шеснатцать слов толковых, писменая в пол-десть, полуустав», «книга Златоуст»), житийная и аскетическая литература (Патерик скитский, Патерик Киево-Печерский, «книга Ондрея уродивого», «книга Стефана Пермского», «книга Федор Едескои», «книга Федора Студиского», «книга Соловецких чюдотворцов», «книга Ефрем Сирин», «книга Дорофеи», два списка «Лествицы»). В Коряжемском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре были четьи сборники различного состава: «книга Четыредесятница» (чтения на время Великого поста), «Матица жемчюжная», «книга Иасафа царевича», «Шестодневец», «Пчела» и др. В монастырской библиотеке были переводы богословско-аскетических сочинений, посвящённых монашескому внутреннему деланию, например, преподобного Симеона Нового Богослова («книга Семон Новые Богослов»). Нетипичным для монастырских собраний исследователи считают наличие церковно-канонических сборников: «книги Маноканонник» (Номоканона), «книги Савы Сибирьского» (Кормчей книги свт. Саввы Сербского).

 



 
PR-CY.ru