КИРИЛЛ, Белый - Страница 11

Другой покров был создан в 1652 г. в мастерской царицы Марии Ильиничны Милославской и вложен в обитель её отцом боярином Ильёй Даниловичем Милославским в память о родителях (Череповецкое музейное объединение). Тип лика Кирилла близок к более ранним изображениям, фигура коренастая и немного сутулая, короткая коричневая мантия контрастирует с более светлым тоном рясы, благословение двуперстное, в левой руке – серый свиток, небольшие ступни ног широко расставлены. Над головой святого, как и на пелене, вышит образ Спаса Нерукотворного. В иконописных подлинниках под 4 февраля облик Кирилла сравнивали с внешним видом святителей Василия Великого, Николая Чудотворца и Александра Ошевенского. Так, в рукописи последней четверти XVII в. сказано: «Образ аки Николая, брада поострее, надсед, в схиме, мантия коротка, ряска празелень, бос, в руках свиток, а в нём писано: “Божественным духом подвизаем”» (Институт русской литературы и искусства (Пушкинский Дом); аналогичное описание с добавлением «…брада менши Александра Ошевенскаго» – в рукописи третьей четверти XVIII в., Российская национальная библиотека). В подлинниках конца XVIII в. – 1840 гг.: «…Надсед, брада менши Василия Кесарийскаго, на плечах схима, в мантии малой, ряска празелень, бос, в руках свиток…» (Российская национальная библиотека; см. также: Библиотека Академии Наук; Институт русской литературы и искусства (Пушкинский Дом)); «…рус, брада короче Васильевы, на конце поуже, мантия до пояса, схима на плечах» (Институт русской литературы и искусства (Пушкинский Дом)). Иногда указано местоположение обители: «…30 вёрст от Кирилла Белоезерскаго». В начале XX в. в пособии для иконописцев художник Виктор Доримедонтович Фартусов отметил, что в академической традиции Кирилл – «глубокий старец с большой проседью, с узковатою, средней величины, бородой; в убогом подряснике, короткой мантии, в куколе»; для надписи на свитке рекомендован текст: «Вы же, отцы и братие, молитеся со слезами Богу и Пречистей Его Матери о державе Российския земли». Существует несколько изводов иконографии Кирилла. Первый представляет святого в рост, прямолично, на условном золотом или цветном фоне, благословляющим, со свитком в левой руке. На иконах запечатлены характерные черты внешнего облика Кирилла и его одеяния. Так, подписной образ кисти московского мастера Феодота Ухтомского из церкви Спаса Нерукотворного Влахернского монастыря под Москвой (1704 г., Музей-заповедник «Дмитровский кремль») повторяет иконографию ранней пелены, за исключением проседи в волосах и бороде Кирилла и деталей рисунка (босые ноги святого широко расставлены, схима расположена по центру, пояса нет). Изображение тоже сопровождается образом Спаса Нерукотворного на верхнем поле, линия позёма округлая, на свитке текст: «Не скорбите убо о сем, братие но посем размвайте» (в надписи Кирилл именуется новоезерским чудотворцем). Единоличные иконы-пядницы Кирилла этого извода середины – второй половины XVII в. и первой половины – середины XVIII в. (Кирилло-Белозерский музей-заповедник) происходят из Кириллова Белозерского монастыря. На образе начала XVIII в. из Даниловой пустыни на Выге (Музей изобразительных искусств Республики Карелия) подножием является пустынный остров, окружённый водами. На иконе под записью конца XIX в. позём украшен цветами и травами.

 



 
PR-CY.ru