КИРИЛЛ, Белый - Страница 14

К уже известным сюжетам добавлены: моление Кирилла в утробе матери; труды Кирилла в монастырских пекарне и поварне; рассказ о встрече с отцом и его постриге; явление Кириллу Пресвятой Богородицы в Тихвинском монастыре; явление Кириллу огненного столпа на небе; Кирилл просит остров для устроения монастыря; два явления Кириллу ангела Господня; наставление братии перед кончиной; обретение мощей и многочисленные прижизненные и посмертные чудеса святого. Если в верхних рядах клейма расположены в хронологической последовательности в соответствии с основной редакцией Жития, то затем в отдельную группу слева выделяются сюжеты основания обители. Рассказ о кончине и посмертные чудеса занимают нижнюю часть иконы. В среднике помещены сцены явления святого во сне царю Ивану IV Васильевичу Грозному и принесение игуменом государю образа Кирилла (в поясном изводе). Центральный образ преподобного близок к изводу средника более ранней житийной иконы, но борода Кирилла изображена более острой, а волосы кудрявыми. Надпись на свитке исследователи считают уникальной: «Рече преподобный Кирилл: се уже, братия, конец живота моего приближается, и аз от жития убо отхожду сего…» По краю средника написана молитва преподобному с просьбой о спасении людей, поклоняющихся с верой «зрака лица святому образу твоему». В том же храме числилась ещё одна житийная икона Кирилла, с 20 клеймами (Кирилло-Белозерский музей-заповедник). Икона преподобного с 22 житийными клеймами, конца XVII – первой четверти XVIII вв. (под записью, Вологодский историко-архитектурный художественный музей-заповедник), происходит из придела во имя Кирилла в вологодской церкви великомученицы Екатерины. Выделяются клейма с изображением трудов святого после принятия им сана игумена, его пророчества царю Ивану IV Васильевичу Грозному и завершающие цикл сцены преставления и посмертного видения Кирилла. Ещё один житийный цикл помещён на раме с 44 клеймами, созданной в первой четверти XVIII в. (предположительно ранее иконы из Ильинской церкви) для Преображенского собора в Белоозере (Белозерске; Русский музей). В её композициях присутствуют монастырские реликвии, в частности, «посох чудотворцев». Кроме того, образ Кирилла вводили в клейма Тихвинской иконы Божьей Матери, со сказанием и чудесами. Сюжетные композиции с образом Кирилла исследователи встречают и в книжной миниатюре. Так, в лицевой рукописи около 1715 г. из библиотеки Новоезерского монастыря их 44, что дало исследователям повод считать их источником для житийных икон (Череповецкое музейное объединение). В Житии 1804 г. (Череповецкое музейное объединение) проиллюстрированы многие чудеса Кирилла. На титульном листе преподобный изображён в картуше сложной формы в правой части композиции, правая рука протянута к Спасителю в небесном сегменте, в левой – развёрнутый свиток. Панорама монастыря на водах озера возле ног святого воспроизведена с документальной достоверностью. Изредка (главным образом, в вологодских храмах) образ Кирилла вводился в деисусный чин иконостаса. Например, в XVIII в. святой был написан на одной небольшой доске вместе с преподобным Никодимом Кожеезерским (икона значится среди произведений, поступивших в Архангельский музей изобразительных искусств из церкви Николая Чудотворца в деревне Сырья, бывший Сырьинский монастырь; сохранилась также икона блаженных Василия и Максима Московских).

 



 
PR-CY.ru