КИРИЛЛ, Белый - Страница 15

К редким иконографическим сюжетам исследователи относят образы Спаса Смоленского с припадающими Кириллом Белозерским и Кириллом Белым середины XVII в. (около 1645 (?) г., из местного ряда иконостаса церкви Епифания Кипрского, Кирилло-Белозерский музей-заповедник), с Александром Свирским и Кириллом (по мнению исследователей, конца XVII – начала XVIII вв. под записью, Архангельский музей изобразительных искусств), с Кириллом, Феодосием Тотемским и Прилуцкими чудотворцами (конец XVIII – начало XIX вв., частное собрание). Упоминания об образах Кирилла исследователи иногда встречают в описях монастырей и церквей Вологодской епархии. Согласно описи имущества «старого» Покровского и Глушицкого Сосновецкого монастырей 1775 г., «штилистовый» образ Кирилла Белозерского и Кирилла Белого находился на одном из столбов собора преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких. Исследователям известно, что в 1742 г. исполнение пядничной иконы Кирилла Белозерского и Кирилла Белого было заказано Михаилу Фёдорову Каргопольцеву – старшему мастеру иконописной службы Кириллова Белозерского монастыря в 1730–1740 гг. Иконы Кирилла хранятся в храмах Вологодской епархии, например, в посвящённом ему приделе церкви князя Александра Невского в Вологде (конец XIX – начало XX вв.). Однако в позднее время мастера не всегда учитывали специфические особенности иконографии Кирилла. Со второй половины XVII в. получили распространение парные изображения Кирилла с каким-либо вологодским или северным преподобным. Вместе со своим современником, Александром Свирским, Кирилл написан на иконе около 1696 г. из местного ряда иконостаса церкви пророка Илии в Белозерске (Кирилло-Белозерский музей-заповедник; между фигурами – текст «Похвала Пресвятой Богородице»); вместе с Кириллом Белозерским – на прориси с иконы XVII в. (Библиотека Академии Наук). На иконе «Преподобные Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский» второй четверти XVIII в. из церкви св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни Вологды (Вологодский историко-архитектурный художественный музей-заповедник) образ Кирилла сохраняет характерные иконографические особенности (бос, мантия короткая, куколь на плечах, волосы без проседи), его руки сомкнуты на груди. Святые представлены на фоне пейзажа с панорамой Кириллова Белозерского монастыря, вверху в картуше – образ Воскресения Христова, напоминающий о посвящении главного престола Новоезерской обители. Икона преподобного Нила Столобенского и Кирилла (конец XVIII в., Вологодский историко-архитектурный художественный музей-заповедник) дополнена образом Божьей Матери «Троеручица» и изображением семи спящих Эфесских отроков.

 



 
PR-CY.ru