КОЛМАН ЭЛО - Страница 8

О Кормаке, ученике св. Колумбы и неутомимом мореплавателе, упоминал Адомнан в Житии Колумбы, но только в глоссах к Мартирологу Оэнгуса (XII в.) Кормак представлен как насельник Дермага. Согласно глоссам, Кормак отрубил мизинец у св. Колумбы и был проклят: святой предсказал, что его сожрут псы или волки. Исследователи полагают, что составитель Жития Колмана Эло был знаком со стихотворными диалогами Колумбы и Кормака, где также приведено это предание. Рассказ о чудесном спасении младенца, которого пытались убить родители, в ирландском Житии приведён в иной форме. Согласно Житию, св. Колумба хотел избавиться от племянников, рождённых его сестрой от незаконной связи, но не знал, как это сделать, и Колман Эло предложил отдать детей ему на воспитание. Впоследствии один из мальчиков, обидевшись из-за наказания, убежал от святого. Тогда Колману Эло явился Христос в облике прокажённого, Который заставил святого нести Его на спине и оказывать Ему различные услуги. За смирение Колман Эло был вознаграждён тем, что грязь из носа прокажённого («salchar sin na sróna») превратилась в золотой слиток с надписью, «пришедшей от Троицы» («tainic on Trinoid»; схожие истории содержатся в других ирландских произведениях). Одна из важнейших тем ирландского Жития – покровительство, которое Колман Эло оказывал туату Фир Келл. После изгнания из Ратена (в ирландских анналах это событие датировано 636 г.) св. Мохуту потребовал от правителя Фир Келл еды для своей свиты (450 человек). Правитель не смог накормить всех спутников Мохуту, поэтому святой проклял Фир Келл. Лишь совместными усилиями Колмана Эло, Колумбы, Манхана и других святых удалось отвратить проклятие, и Мохуту покинул земли Фир Келл. Покровительством Колмана Эло объяснялось изобилие материальных благ: из груди святого текли молоко и мёд («cioch lemhnachta, cioch meala»), и процветание Фир Келл в Житии связывается с молоком из «обоих... грудей» святого («lacht adám cích»). Кунеда (Куниуган) и Дунеха, сыновья правителя Фир Келл, удостоились милости святого: их потомкам было доверено попечение о церкви Колмана Эло и о реликвиях святого, им были выделены участки на церковном кладбище. В стихотворениях, включённых в Житие, перечислены роды Фир Келл и их обязательства перед церковью: «помощь» («congnamh») и «служба» («foghnamh»), выплата податей, доля в военной добыче и др. В средневековой ирландской традиции Колману Эло приписывались несколько текстов (их атрибуция остаётся предметом дискуссий). Особое внимание исследователей привлекал латинский гимн в честь св. Патрикия, известный по инципиту как «Audite omnes amantes» («Слушайте, все любящие Бога»), который считается самым ранним литературным произведением, связанным с почитанием св. Патрикия. Алфавитный гимн состоит из 23 строф, каждая строфа – из четырёх строк, разделённых цезурой на полустроки из восьми и семи слогов. Рифма используется непоследовательно, широко применены аллитерация и синтаксический хиазм. Согласно Э. Орчарду, размер гимна подражает септенарию (усечённому на слог трохаическому тетраметру), но правила выдержаны не строго (например, некоторые стихи имеют двусложные окончания); гимнограф, скорее всего, как полагают исследователи, подражал популярному в раннесредневековой Ирландии гимну «Hymnum dicat turba fratrum», который приписывается св. Иларию Пиктавийскому.

 



 
PR-CY.ru