КОЛМАН ЭЛО - Страница 13

В более позднем ирландском Житии говорится о маэрах (maoraibh), потомственных хранителях реликвий Колмана Эло (mo mionna), в том числе посоха святого; Фир Келл должны были платить маэрам «посошную подать» («cíos na mbachall»). Последнее упоминание о посохе относится к XVII в. Ко времени составления ирландского Жития монашеской общины в Ланн-Эло уже не было, в церкви служило секулярное духовенство (na cleirigh). Среди обязательств Фир Келл перед церковью было ежегодное проведение ярмарки Колмана Эло (m'áonach). Ярмарка Колмана Эло восходила к раннесредневековому оэнаху (собрание правителей, во время которого проводили также ярмарки, рассматривали спорные дела, вершили суд). В «триаде» 35 говорится о трёх важнейших оэнахах Ирландии – в Тальтиу, в Круахане и об «оэнахе Колмана Эло» (áenach Colmáin Ela). По мнению исследователей, оэнах в Ланн-Эло проходил между днями памяти Колмана Эло 26 сентября и 3 октября. «Оэнах Колмана» упоминается в «Ольстерских анналах» под 827 г., но, как полагают исследователи, речь идёт о другом собрании, проходившем в долине реки Лиффи. В XII в., после создания в Ирландии системы диоцезов, земли Фир Келл вошли в состав епископства Мит. Храм в Линалли получил статус капеллы, приписанной к приходской церкви в Арднуркере. Только в 1421 г. по ходатайству членов рода О'Моллой в Линалли был основан приход. В 1533 г. перед церковью был убит Домналл Кривой, глава рода О'Моллой. В эпоху «плантации», когда О'Моллои конфликтовали с английской администрацией, церковь была сожжена англичанами (1557 г.). Несмотря на английскую экспансию и конфискацию земель, принадлежавших гэльским вождям, до середины XVII в. О'Моллои частично сохраняли влияние и оказывали покровительство католическому духовенству. Средневековая церковь использовалась протестантами; после отделения Англиканской церкви Ирландии от государства (1871 г.) приход был упразднён, средневековый храм заброшен. Джону О'Доновану, посетившему Линалли в январе 1838 г., не удалось собрать предания о Колмане Эло, о почитании святого не было известно. В Линалли, на месте монастыря Колмана Эло, сохранились руины однонефной церкви. Западная часть церкви, сложенная из крупных камней и имеющая анты (выступающие продолжения боковых стен), относится, по мнению исследователей, к раннему Средневековью. Предположительно в XV в. здание продлили к востоку, с южной стороны сделали двухэтажную пристройку, в которой могли размещаться ризница и комната священника. В XVII в. в связи с реконструкцией церкви для использования протестантским приходом восточную часть здания разобрали. На кладбище находится средневековое надгробие, известное как могила Колмана Эло. На окружающих церковь полях были выявлены следы округлой ограды раннесредневекового монастыря. По мнению исследователей, ко времени англо-нормандского завоевания Ирландии относится мотт – насыпной курган с остатками рва, служивший основанием для деревянного укрепления. В селении Мукла близ Линалли находится католическая церковь во имя Колмана Эло (освящена в 1979 г.). В Средние века почитание Колмана Эло засвидетельствовано в графстве Антрим. С XIV в. исследователям известно о церкви во имя Колмана Эло (Колманелла) в Ахохилле. Согласно Джоселину из Фернесса, Колман Эло основал церковь в Маг-Комар (ныне Макеймор); впоследствии здесь существовал приорат св. Колманелла. В настоящее время в Ахохилле и Макейморе действуют англиканские церкви. Согласно ирландскому Житию, Колман Эло посетил Шотландию и основал там монастырь; среди его спутников был св. Блан, основатель епископской кафедры Данблейн. В Средние века Колману Эло было посвящено несколько церквей в Шотландии, в его честь названо селение Колмонелл (Южный Эршир).



 
PR-CY.ru