КОЛМАН ЭЛО - Страница 4

В Житии Колмана Эло сообщается об исцелениях глухонемого и бесплодной женщины, о воскрешении усопших; говорится о добродетельных людях, воскрешённых святым, которые, тем не менее, предпочли земной жизни вечный покой. Среди других чудес – изведение источника, предсказания, обнаружение украденного, изгнание демона повторением имени Иисуса Христа, а также несколько случаев, когда святой ходил по воде, не замочив ног, и даже переезжал на колеснице реку Дабулл (Блэкуотер). Собщается, что Колман Эло учился у папы Римского Григория I Великого, который обещал известить его о своей кончине. Когда Григорий I Великий скончался, Колман Эло увидел сонм ангелов, спускавшихся с неба, чтобы принять душу понтифика, восседавшую на алтаре. Вскоре из Рима прибыл ученик Григория I Великого, который дал «обет паломничества» («uotum peregrinationis»), и сообщил о смерти папы. Этот эпизод, скорее всего, как полагают исследователи, восходит к повествованию Григория I Великого о видении Венедикта Нурсийского или к рассказу Адомнана о видении св. Колумбы. В Житии содержатся сведения о монашеской жизни в раннесредневековой Ирландии. Исследователи полагают, что в монастыре Колмана Эло соблюдались правила общежития (упоминается «устав св. Колмана» («sub regula sancti Colmani»), хотя, по мнению исследователей, это не обязательно понимать как указание на фиксированный свод дисциплинарных предписаний, принятый в обители). Особое положение занимали старшие монахи («senior quidam de fratribus», «omnes fratres cum senioribus»); упоминаются должности эконома и повара. В Житии неоднократно говорится о физическом труде монахов, главным образом, о земледельческих работах, освобождение от которых можно было получить лишь в исключительных случаях. В поле трудились также мальчики, воспитывавшиеся в монастыре. Работа нередко была утомительной: для утешения роптавших монахов Колман Эло позволил им увидеть славу Царства Небесного, к которому они стремились. В монастыре возникали конфликтные ситуации: некий монах-бритт попытался убить аббата (в дублинской редакции уточняется, что монах сделал это «из-за вспыльчивой природы бриттов» («secundum irascibilem Brittonum naturam»)). Среди монашеских добродетелей наибольшее внимание в Житии уделено послушанию: насельники первого монастыря, основанного Колманом Эло, предпочли умереть от голода, но не нарушить указание настоятеля. Важное значение придавалось принципу неизменности места монашеского подвига («stabilitas loci») и ограничению контактов с мирянами. В Житии упоминается о строгом посте монахов, о праздничной мессе, которую совершал настоятель, и об исполнении монахами духовных песнопений («spiritalia cantica»), в том числе гимна св. Патрикию (Патрику; среди монахов, которые пели этот гимн, незримо присутствовал сам св. Патрикий). Во время посещения монастыря Клуан-Мокку-Нос (ныне Клонмакнойз) по просьбе насельников Колман Эло произнёс проповедь с толкованием Евангелия. Сообщается, что на святого снизошла благодать, и ему удалось за день переписать Псалтирь, «Деяния святых апостолов» и другие книги Священного Писания, пока не закончился пергамен. Когда в ответ на обращённую к нему просьбу Колман Эло ответил с раздражением: «Не нужно из меня делать пророка, словно я Колум Килле» (т.е. св. Колумба), – благодать отошла от него.

 



 
PR-CY.ru