КОЛМАН ЭЛО - Страница 2

Согласно Р. Шарпу, саламанкская версия Жития Колмана Эло является не только самой подробной, но и самой древней: она входила в состав сборника Житий ирландских святых (так называемый сборник О'Донохью), составленного не позднее середины IX в. На саламанкской версии Жития основана дублинская версия первой половины XIII в. Составитель дублинской версии изменил стиль и порядок повествования, включил в текст клишированные риторические обороты, изъял часть эпизодов и убрал подробности. Краткая оксфордская версия Жития была составлена в конце XIII в. Другие исследователи в целом поддержали выводы Р. Шарпа, хотя вопрос о датировке Жития Колмана Эло до конца не решён. Высказывалось мнение, что саламанкская версия Жития относится к VIII в. Н. Стальман датировала её серединой VII в., но впоследствии предложила другую датировку – VIII–IX вв. Саламанкскую версию Жития Колмана Эло исследователям трудно датировать временем раньше VIII в., т.к. при её составлении, скорее всего, как полагают исследователи, было использовано Житие св. Колумбы, написанное Адомнаном. Утверждение, что в прежние времена убийство женщин не считалось зазорным, может рассматриваться как отсылка к «Закону Адомнана» (принят в 697 г.), запрещавшему причинять вред женщинам, детям и клирикам. Отсылка к устной традиции (ut ferunt periti) свидетельствует, что между кончиной Колмана Эло и созданием Жития прошло достаточно много времени. Житие завершается сообщением об открытии мощей святого, которые затем поместили в богато украшенный ковчег. В ирландских анналах самые ранние упоминания об изготовлении драгоценных реликвариев для мощей святых относятся к 800 и 801 гг., хотя реликварии использовали и в VIII в. (записи о перенесении мощей святых под 727, 743, 776 гг.). Ирландское Житие Колмана Эло сохранилось в единственной рукописи. Текст Жития, скопированный из книги некоего Эхраде О Шиала, который жил в современном графстве Оффали, Михал О Клери набело переписал 19 ноября 1629 г. во францисканском монастыре на озере Лох-Эск (графство Донегол). По свидетельству О Клери, в книге О Шиала содержался, вероятно, неполный испорченный текст. Критически оценивая форму и содержание Жития, переписчик упрекал руководителей Ордена, не позволявших ему редактировать тексты. Ирландское Житие Колмана Эло – прозиметрический трактат, сходный с ирландским Житием II св. Маэдока, Житием св. Молассе и «Книгой из Фина» (см. ст. Каллин), был составлен, по мнению исследователей, в XIV–XV вв. Повествование начинается с прибытия Колмана Эло на земли туата Фир Келл (в современном графстве Оффали) и основания церкви Ланн-Эло, концовка отсутствует. Только два эпизода ирландского Жития (рассказы о кончине папы Римского Григория I Великого и об отроках, освобождённых от монастырских работ) имеют соответствия в латинском Житии. По мнению Дж. Кенни, в основу ирландского Жития положены местные предания и фольклор. Особое внимание в Житии уделено привилегиям церковной общины Ланн-Эло и обязательствам местных гэльских родов, покровителем которых считался Колман Эло; в стихотворных фрагментах говорится о наказании тех, кто не чтили заветы святого и не проявляли уважение к его церкви.

 



 
PR-CY.ru