КОЛМАН ЭЛО - Страница 7

Далее в Житии упоминается о строительстве монастырской церкви и о явлении Колмана Эло; по указанию святого его мощи торжественно подняли из земли и поместили в драгоценный ковчег. В латинском Житии и Мартирологе Оэнгуса (первая половина IX в.) о Колмане Эло говорится как о подвижнике, подобном апостолу Иоанну; в комментарии к Мартирологу (XII в.) поясняется, что оба, апостол и святой, были мудрецами («ecna») и хранили целомудрие («óge»). По мнению исследователей, сопоставление Колмана Эло и апостола Иоанна было распространено в литературе, т.к. в позднесредневековой рукописи трактата «Азбука благочестия», автором которого считался Колман Эло, утверждается, что трактат основан на учении апостола. Позднейшим памятником агиографической традиции Колмана Эло является ирландское Житие, в котором, по мнению Дж. Кенни, получили отражение народные сказания о святом. Составители ирландского Жития подчёркивали могущество Колмана Эло, покровителя Фир Келл, и значение церкви, основанной святым. Повествование не согласовано со сведениями латинского Жития и изобилует фантастическими подробностями. Ирландское Житие открывается рассказом о том, как Колман Эло пришёл на земли Фир Келл и был враждебно встречен. При помощи святых Колумбы и Манхана Колман Эло добился расположения некоторых влиятельных людей; правитель Доннхад, сын Аэда, обещал отдать ему озеро Лох-Эла, в котором обитало чудовище-призрак Ланн, имевшее облик рогатой женщины маленького роста («peist urcoidech... fuad becc biorach bel-sgaeilte i ndeilb mna»). Получив от Бога силу одолеть чудовище, святой приказал сыну правителя Дунехе обезглавить его. Колман Эло и сопровождавшие его святые построили в Ланн-Эло укрепление («dún-árus») и освятили кладбище, где затем похоронили чудовище. Также были сооружены каменная церковь, ограда («caisiol») и мощёная дорога («obair mór... .i. tochar») к лесу Колл-ан-Клар (местность Килклэр в 9 км к северу от Линалли, на границе графств Оффали и Уэстмит). В стихотворении описывается путешествие Колмана Эло в Шотландию («go Cend Tíre i nAlbanchaibh»), где святой по просьбе местного правителя одолел ядовитое чудовище, получив за это монастырь («mainistir»), а также право собирать подать («cáin»). Некоторые эпизоды в ирландском Житии, по мнению исследователей, восходят к латинской агиографической традиции. Наставник Колмана Эло Григорий Златоустый («Grigoir Béil-óir»; имеется в виду папа Римский Григорий I Великий) обещал известить его о своей смерти. Когда Колман Эло трудился на строительстве дороги, он услышал погребальный звон римских колоколов, но 4490 человек, работавших со святым, смогли услышать звон только благодаря его молитве. В качестве прощального подарка папа прислал Колману Эло священную землю из Рима; её рассыпали на церковном кладбище в Ланн-Эло, чтобы никто из похороненных здесь не попал в преисподнюю. Однако насельники монастыря Дермаг, воспользовавшись невнимательностью настоятеля Кормака Уа Лиатана, похитили землю. Разгневанный Колман Эло отправился в Дермаг, где он застал основателя монастыря св. Колумбу. В результате переговоров Колман Эло оставил землю в Дермаге, но проклял Кормака и предсказал, что его съедят волки.

 



 
PR-CY.ru