КОЛУМБАН - Страница 27

Автор был знаком с трудами Илария Пиктавийского, Иеронима Стридонского, Иоанна Кассиана, Сульпиция Севера, Боэция и Григория I Великого, а также Геннадия Массилийского, Фавста и Кесария Арелатского (возможно, через Евсевия Галликана), с латинскими переводами сочинений Оригена, святителей Василия Великого и Григория Богослова. Характерным исследователи считают также цитирование св. Гильды (цитаты из него встречаются и в письмах Колумбана). Первые две проповеди посвящены тайне Святой Троицы. В третьей и четвёртой проповедях говорится о монашеском образе жизни и об аскезе. Проповеди 5, 6, 8–10 объединяют темы жизни как дороги и духовного странничества. В проповеди 7 содержатся обличения человеческой воли, уклоняющейся ко злу, и говорится о пагубном действии страстей. Проповедь 11 вновь касается богословских вопросов (сотворения человека по образу и подобию Божию). Проповеди 12 и 13 как бы подводят итог предыдущих: 12-я посвящена теме раскаяния и доказательства личной веры и включает довольно продолжительную молитву, в 13-й говорится о Христе как об Источнике жизни, к Которому необходимо стремиться (она также наполнена молитвенными воззваниями). Стихотворения, ранее приписывавшиеся Колумбану, в настоящее время считаются произведениями других авторов, как полагают исследователи, эпохи Каролингов. Авторство Колумбана отстаивал Дж. С.М. Уокер, который полагал, что стихотворение «О бренности мира» («De mundi transitu») было составлено святым в Ирландии, а «Песнь гребцов» («Carmen nauale») – во время путешествия по Рейну. Стихотворения «К Хунальду» («Ad Hunaldum»), «К Сету» («Ad Sethum») и «К брату Фидолию» («Fidolio fratri suo»), содержащиеся вместе в ранних рукописях (например, IX в.), скорее всего, как полагают исследователи, принадлежат поэту Колумбану ( «К Хунальду» – акростих с указанием имени автора), но не монаху Колумбану. В стихотворениях использованы сочинения Вергилия, Горация, Овидия, Лукана, Ювенала, Марциала и других классических поэтов (исследователи с иронией отмечали, что эти тексты могли бы считаться «алмазом в короне ранней гиберно-латинской литературы», если бы авторство Колумбана было доказано). По мнению М. Лапиджа, Колумбану принадлежит гимн «Precamur patrem», сохранившийся в «Бангорском антифонарии» (конец VII в.). Это – пространная поэма из 42 строф, посвящённая Воскресению Христову и спасению Им человеческого рода. Гимн открывается похвалой Воскресению, которое рассеяло мрак, окутавший мир, осветило бездну преисподней и уничтожило смерть; Воскресший Христос вновь явится людям как Страшный Судия. Далее повествуется о Рождестве и чудесах Христа, о Его предательстве Иудой, Распятии и сошествии в преисподнюю. Гимн завершается молитвой о милосердии к людям, неспособным понять смысл Искупления. Мотивы победы света над тьмой, поражения сатаны и перехода евреев через Чермное море сближают «Precamur patrem» с гимнами на благословение пасхальной свечи. В гимне использованы сочинения Иоанна Кассиана, послание Иеронима Стридонского Евстохии о девстве, речи Григория Богослова и проповеди св. Кесария Арелатского. Колумбану приписывали также трактаты по компутистике: «De sollemnitatibus et sabbatibus et neomeniis» (послание об иудейских праздниках и их соотношении с христианскими пасхальными торжествами, возможно, ирландского происхождения) и «De saltu lunae» (об увеличении эпакт в конце лунно-солнечного цикла). Колумбану может принадлежать рассуждение Палумба (Palumbus) о «преждевременной луне» («abortiua luna»), приведённое в послании Куммиана и в ирландских компутистических сборниках.

 



 
PR-CY.ru