КОЛУМБАН - Страница 26

В издании Жан-Поля Миня Колумбану приписываются 18 проповедей («Sermones или Instructiones»), из них пять могут быть исключены из рассмотрения. Так называемая проповедь 14 представляет собой шестое письмо Колумбана; проповедь 18, которая в рукописях приписывается Колумбану, Евхерию Лугдунскому, Фавсту Рейскому и Кесарию Арелатскому, заимствована из сборника Евсевия Галликана. Проповеди 15–17 исследователи встречают в рукописях в той или иной комбинации с первыми 13 проповедями, но с точки зрения жанра, языка и содержания, по мнению исследователей, резко отличаются от них, а потому большинство учёных относят их к числу подложных сочинений (их подлинность доказывал только Лапорт). Оставшиеся 13 проповедей вместе содержатся лишь в трёх рукописях, происходящих из библиотеки аббатства Боббио: вторая половина IX в., IX–X вв. (состояние рукописи, в которой помимо трудов Колумбана представлены Устав преподобного Бенедикта, бенедиктинский «Гимнарий» и каноны каролингских Соборов 816–817 гг., указывает на то, что особой популярностью в этом сборнике пользовалась проповедь 5), рукопись XVII в. Также исследователям известно больше 20 рукописей, в которых представлена только проповедь 5 (часто под названием «Epistula Columbani»; обычно вместе с «Правилами для монахов»). Среди самых ранних рукописей этого типа исследователи называют рукописи первой четверти IX в. (из Корби), IX в., начала IX в., IX в. (из Райхенау) X в. В отношении 13 проповедей споры об аутентичности начались с работы А. Гаука, который, обнаружив, что в проповеди 2 автор называет себя учеником Фавста Рейского, отверг авторство Колумбана для всего сборника; Зебасс занял более умеренную позицию, полагая, что в составе сборника есть и подлинные сочинения Колумбана. В частности, аутентичными он считал четыре проповеди, которые встречаются вместе в двух рукописях из аббатства Флёри, причём проповедь 11 имеет параллели с подлинными сочинениями Колумбана. Впоследствии данная гипотеза была опровергнута, т.к. выборка из четырёх рукописей была сделана для литургического использования (на что указывает заглавие в первой рукописи, которая также содержит «Собеседования» Иоанна Кассиана и «Гомилиарий»). Лапорт проделал большую работу по сопоставлению проповедей Колумбане  с другими его сочинениями (в издании Дж. С.М. Уокера параллельные места почти не отмечены), а также привёл доказательства того, что упоминание о Фавсте Рейском в Sermo 2 следует относить не к прямому ученичеству, а к изучению его трудов, что делает допустимой датировку сборника временем жизни Колумбана. По мнению Дж. С.М. Уокера, признававшего подлинность сборника, 13 проповедей были произнесены Колумбаном в Медиолане, на что указывают их сохранность в полном объёме только в библиотеке Боббио (в средневековых каталогах монастырских библиотек Санкт-Галлена и Боббио под именем Колумбана фигурируют именно 13 проповедей) и присутствие темы антиарианской полемики. Упоминание Фавста Рейского, по мнению Дж. С.М. Уокера, объясняется компилятивным характером проповеди 2, что не противоречит гипотезе об авторстве Колумбана. Тем не менее, многие исследователи отрицают подлинность всех проповедей и относят составление сборника к V в. Доказать подлинность всех 13 проповедей попыталась К. Станклифф. По её мнению, рукописная традиция не даёт оснований сомневаться в авторстве Колумбана; по крайней мере, на очень раннем этапе они приписывались именно Колумбану. Проповеди имеют множество внутренних связей, что указывает на единого автора. В их языке нет ничего, что контрастировало бы с языком других сочинений Колумбана (К. Станклифф проанализировала используемые в проповедях риторические приёмы, включая употребление ритмических клаузул, их стилистику и лексику).

 



 
PR-CY.ru