КОЛУМБАН - Страница 21

Обращаясь к папе с иронией и даже с насмешкой («ничтожнейший высочайшему, малейший величайшему..., убогий могучему – какое диво, неслыханное дело, редкая птица! – отцу Бонифацию отважился написать Колумба» («Palumbus»)), Колумбан подчёркивает свою преданность Папскому престолу («deuincti sumus cathedrae sancti Petri»). Обыгрывая имя папы Вигилия («forte non bene uigilauit Vigilius»), он пишет о «бесчестье» («infamia»), которое ошибочные действия папы навлекли на Римскую кафедру, призывает Бонифация IV «очистить кафедру Петра от всякого заблуждения» («ut mundes cathedram Petri ab omni errore») и «развеять туман подозрений вокруг кафедры св. Петра» («ut caligo suspicionis tollatur de cathedra sancti Petri»). Колумбан подчёркивает, что по заслугам апостолов Петра и Павла «вы находитесь у небесного порога, а Рим – глава Церквей всего мира», не считая Иерусалимской церкви, обладающей особым достоинством («uos prope caelestes estis, et Roma orbis terrarum caput est ecclesiarum, salua loci dominicae resurrectionis singulari praerogatiua»). Апостол Пётр получил ключи от Царства Небесного благодаря исповеданию веры, и власть папы связана с его обязанностью хранить истинную веру («unitas fidei in toto orbe unitatem fecit potestatis et praerogatiuae»). Поэтому на папе лежит огромная ответственность: искажение чистоты вероучения может повлечь утрату им власти («dignitas, potestas»). Колумбан призывает Бонифация IV отвергнуть отрицательный пример Вигилия и проявить попечение о церкви. Если папа последует апостолу Петру в исповедании веры, вся церковь последует его примеру («tu Petrum, te tota sequatur ecclesia»). Папа должен «пробудиться», ибо приближается Второе пришествие («tempus est de somno surgere, Dominus appropinquat»): «Все ждут тебя, потому что только ты можешь всё привести в порядок» («te totum expectat, qui potestatem habes omnia ordinandi»). Поучая Бонифация IV, Колумбан отстаивает своё право на братское увещевание: он изображает себя сторонним наблюдателем, странником, который пришёл из дальних краёв, чей христианский долг – напомнить папе о его обязанностях. Святой подчёркивает, что он явился из Ирландии, жители которой некогда приняли веру от «вас, преемников св. апостолов». Поэтому ирландцы, «живущие на краю света», тоже являются учениками Петра и Павла и всех апостолов; никто из них не был «еретиком, жидовствующим или схизматиком». Таким образом, право Колумбана указывать папе Римскому, что тому следует сделать, основано не только на его долге как христианина, но и на ирландском происхождении святого, которое подтверждало чистоту его веры. Шестое послание Колумбана, которое осталось неизвестным Патрику Флемингу, имеет, по мнению исследователей, особую рукописную традицию (текст сохранился в рукописях из аббатства Боббио, втора половина IX в.); в авторстве Колумбана высказывались сомнения. Указание на адресата отсутствует; автор обращается к ученику, «любимому мальчику и милому служителю», убеждая его усердно бороться со страстями и стремиться к спасению. Перечисляя добродетели, которые должен воспитывать в себе ученик, автор подчёркивает, что юность – благоприятное время для аскетических подвигов, которые помогут ему одержать верх над пороками и достичь Царства Небесного.

 



 
PR-CY.ru