КОЛУМБАН - Страница 24

«Правила для киновитов» («Regula coenobialis») представляют собой, по мнению исследователей, скорее, пенитенциал, чем монашеский устав (это отражено в заглавии одной из рукописей). Текст сохранился в двух редакциях – краткой и пространной. Краткая редакция представлена рукописями X, XV и XII–XIII вв., Пространная редакция сохранилась в составе «Codex regularum» (начало IX в., 1465–1467 гг.) и имеет двойное заглавие: «Incipit penitentialis eiusdem» и «De diversitate culparum» (несколько рукописей не использованы в критических изданиях, «Правила для киновитов» цитируются в «Concordia regularum»). Вопрос об авторстве Колумбана окончательно не решён. Дж. С.М. Уокер считал, что Колумбану принадлежат только первые девять глав сочинения, а остальное написано учениками. Высказывалось мнение, что весь текст является подделкой, составленной для компрометации деятельности Колумбана. В пользу принадлежности Колумбану говорят параллели с Житием святого, составленным Ионой: в деле Агрестия одним из пунктов обвинения было постоянное употребление в монастырях Колумбана крестного знамения при переходе из одного помещения в другое (это было связано с ирландской традицией выделения священного и профанного пространств). Автор Жития также сообщает о дозволении употреблять монахам пиво (cervisa), что подтверждается в третьей главе «Правил для киновитов». Тем не менее, исследователи полагают, что «Правила для киновитов» претерпели определённую эволюцию после Колумбана. Если в третьей главе «Правил для монахов» говорится о ежедневном воздержании от пищи до вечера, когда дозволяется вкушать овощи, бобы, муку, разведённую водой, и хлеб, то в тринадцатой главе «Правил для киновитов» такой пост предписывается только в среду и пятницу. Среди литургических практик в девятой главе «Правил для киновитов» упоминаются такие, которые не описаны в «Правиле для монахов»: пение гимнов в воскресные дни и на Пасху, коленопреклонение после каждого псалма, а в пасхальный период – совершение поклона с произнесением трижды Пс. 69:2. Бóльшая часть «Правил для киновитов» вошла в состав так называемых смешанных правил – в «Правила Доната», «Правила некоего отца для девы» (по мнению исследователей, составлены Вальдебертом, третьим аббатом Луксовия); дискуссионным является вопрос о связи с «Уставом Учителя». Однако, судя по рукописной традиции, текст не получил широкого распространения за пределами Луксовия и Бобия, в других монастырях он заменялся полноценными пенитенциалами. В «Правилах для киновитов» основной акцент делается на повседневных грехах, в отношении которых применяются различные наказания (от малых санкций в виде телесных наказаний, поклонов и т.д. до продолжительных постов). Обычно эту практику связывают с ирландскими традициями, принесёнными на континент Колумбаном, однако подобные наказания, как и различение тяжких и повседневных грехов, отмечается уже в сочинениях преподобного Иоанна Кассиана: «Если кто по какому-либо случаю разобьёт глиняный кувшин (из которого пьют), того за свою небрежность обязывают принести публичное покаяние: во время общего собрания братьев на молитву, повергшись на землю, он должен просить прощения у всех; получает же его только после окончания богослужения, когда игумен велит ему встать с земли. Такой же епитимии подвергается тот, кто приходит не сразу после призыва на работу или молитву; кто, воспевая псалом, хоть немного покачнётся...

 



 
PR-CY.ru