КОЛУМБАН - Страница 22

«Правила для монахов», по мнению исследователей, не являются полноценным уставом, освещающим вопросы организации монастырской жизни, а представляют собой, скорее, духовное руководство для монахов, больше теоретическое, чем практическое (за исключением главы о богослужении). В рукописях это сочинение называется «Regula monachorum» или «Regula coenobitarum (coenobialis)» (в изданиях и научной литературе принято первое название, чтобы отличать это сочинение от «Правил для киновитов», также сохранившихся под именем Колумбана). Текст известен исследователям в двух редакциях. Первая редакция состоит из десяти разделов: «О послушании», «О молчании», «О пище и питии», «О нищете и стяжательстве», «О тщеславии», «О целомудрии», «О богослужении», «О различении (духов)», «Об умерщвлении (смирении)», «О совершенстве монаха». Во второй редакции всего 14 глав (по сравнению с первой редакцией пропущены седьмая и десятая главы, а первая и восьмая разделены на несколько глав). Первая редакция сохранилась преимущественно в рукописях из Боббио и обычно дополняется «Пенитенциалом» Колумбана или «Правилами для киновитов» (рукописи IX–X вв. второй половины IX в., начала IX в.; копия этой рукописи содержит «Codex regularum» Бенедикта Анианского, 1465–1467 гг.). Вторая редакция известна исследователям по рукописям из германских монастырей (Санкт-Галлен, Райхенау, Санкт-Эммерам в Регенсбурге) и обычно соседствует с пятой проповедью Колумбана и «Правилами для киновитов» (IX, X, XII, XV вв.). В критическом издании Дж. С. М. Уокера использованы не все известные исследователям рукописи. Среди неучтённых исследователи выделяют две рукописи IX в.; остальные рукописи исследователи относят к позднему Средневековью (XII–XIII, XIV, XV вв.). Исследователям известны также несколько фрагментов IX в. (только девятая глава, из Боббио), X–XI вв. (из Люра), XI в. (из Базеля), середины XII в. Отдельные цитаты и главы из «Правил для монахов» были включены св. Бенедиктом Анианским в его собрание монашеских правил. Большинство исследователей относят «Правила для монахов» к аутентичным сочинениям Колумбана. В отношении целостности текста есть разногласия: ряд учёных считают более поздним дополнением десятую главу, в которой цитируется письмо Иеронима Стридонского Рустику, хотя Дж. С. М.Уокер и А. де Вогюэ рассматривали её как подлинную. В основу структуры сочинения, по мнению исследователей, положено учение о восьми греховных страстях, с которыми надлежит бороться монаху, детально описанное в сочинениях Иоанна Кассиана. По мнению Дж. С. М. Уокера, Колумбан ориентировался на практику монастыря Беннхор и суммировал учение св. Комгалла. Ж. Лапорт полагал, что первые шесть глав «Правил для монахов» являются сокращением устава св. Комгалла. Другие учёные подчёркивали влияние восточных монашеских традиций (например, в девятой главе исследователи встречают цитату из «Сентенций» Секста или творений Иоанна Кассиана). Например, «наши старцы» («a senioribus nostris»), упомянутые в «Regula monachorum». 7, могли быть как ирландскими наставниками Колумбана, так и египетскими старцами, жизнь которых описывал преподобный Иоанн Кассиан. Исследователи не сомневаются, что на Колумбана оказало влияние учение преподобного Иоанна Кассиана о трёх этапах духовной жизни, которые должен пройти монах: обнищание – очищение от страстей – любовь к Богу.

 



 
PR-CY.ru