КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ФЛОРА И ЛАВРА (В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ) ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 9

После объединения Киевского во имя святых Флора и Лавра женского монастыря с богатым Вознесенским монастырём началось строительство каменных зданий. Так, игуменьей Марией Магдалиной (Мокиевской) на месте сгоревшего в 1718 г. деревянного храма св. мучеников Флора и Лавра с боковыми приделами в честь Вознесения Господня и Успения св. Анны была построена каменная Вознесенская церковь (1722–1732 гг.). В 1740–1741 гг. игуменьей Анастасией (Перевисской), также постриженицей Печерского Вознесенского монастыря, возведена каменная колокольня. Упомянутые сооружения, расположенные по оси «запад-восток», в историческом центре архитектурного ансамбля Киевского во имя святых Флора и Лавра женского монастыря заменили деревянные. Пережив несколько реконструкций, они и сегодня определяют архитектурный облик обители, а колокольня и Вознесенская церковь наряду с недавно восстановленным Казанским храмом являются вертикальными доминантами ансамбля. Вознесенская церковь, в настоящее время двухпрестольная, в конструктивном отношении восходит к образцам деревянных крестообразных в плане церквей украинского барокко. Это четырёхугольное в плане трёхнефное сооружение базиликального типа, немного вытянутое с запада на восток (35х28 м, высота около 35 м), завершено тремя апсидами с востока и тремя папертями с входными дверями – с запада, севера и юга. Неизвестный архитектор, по мнению исследователей, следовал вкусам игуменьи Марии Магдалины (Мокиевской), заказчицы постройки. Не случайным представляется исследователям сходство композиционного решения храма с Феодосиевской церковью в Печерской крепости напротив лавры (каменная приходская церковь, построенная на пожертвования полковника Константина Михайловича Мокиевского в 1768–1769 гг.), например, аналогичное расположение трёх куполов по оси «восток-запад» с более крупным средним куполом. За время существования храма купола грушеобразной формы, увенчанные крестами с сиянием, покрывались позолотой, перекрашивались в зелёный цвет, декорировались золочёными звёздами. Внутри храм шестистолпный, двухъярусный: верхний этаж с открытым над центральным нефом пространством имеет в западной части хоры, а в северной и южной – приделы. Церковь оставалась однопрестольной до начала 1770 гг., когда в ней появились боковые алтари Всех святых на хорах справа и Ахтырской иконы Божьей Матери слева. В 1777 г. в восточной части южного нефа был освящён престол Собора Пресвятой Богородицы. Параллельно ему в северном нефе устроили ризницу. С этого времени Вознесенский собор функционировал как четырёхпрестольный (Центральный государственный исторический архив Киева). Барочная отделка храма после восстановления в 1817 г. не претерпела изменений. В июле 1757 г. на средства монахини Нектарии у самого подножия горы было завершено возведение деревянной церкви Воскресения Господня с колокольней и кельями. Фактически это была домовая церковь княгини-монахини (после её смерти – монастырская «больничная»). В 1811 г. церковь сгорела. В 1824 г. по плану архитектора А.И. Меленского на пожертвования Анны Родионовны Чернышевой она была отстроена в камне в виде купольной ротонды; была украшена колоннадой, к северной и южной сторонам пристроили кельи.

 



 
PR-CY.ru