КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ФЛОРА И ЛАВРА (В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ) ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 7

С середины XIX в. началось использование вершины горы под монастырское кладбище. Отсюда происходит её последнее название – Флоровская. На расширенной территории Киевского во имя святых Флора и Лавра женского монастыря началось интенсивное строительство. Одновременно обитель выполняла социальные задачи: содержала богадельню (до 100 мест), больницу (до 10 мест) и уделяла большое внимание развитию духовного образования, на которое во второй половине ХIХ в. было выделено 10 тыс. руб. В 1870 г. игуменья Парфения (Адабаш) открыла церковноприходскую школу, фактически приют для девочек-сирот (в разные годы от 35 до 50 человек), большинство из них жили на полном содержании монастыря. Для этой цели в 1869 г. дочерью статского советника Елизаветой Матвеевой, желавшей принять монашеский постриг, был выкуплен и пожертвован монастырю деревянный с каменным цоколем дом при входе в обитель (Центральный государственный исторический архив Киева). Преподавателями церковноприходской школы были игуменья Парфения, священник Фёдор Маниковский, составивший одну из первых книг об обители – «Историко-статистическое описание Киево-Флоровского Вознесенского женского монастыря» (1894 г.) и обучавший детей Закону Божию. Внутренняя жизнь обители и путь, приводивший в неё сестёр, отчасти раскрывались в литературном творчестве монахинь. Наиболее известными исследователям стали мемуары монахини Нектарии (Долгоруковой), написанные в Киевском во имя святых Флора и Лавра женском монастыре перед принятием схимы в 1767 г., сборник стихов игуменьи Парфении (Адабаш; 1875 г.), менее известно её авторство Службы святым Кириллу и Мефодию, «Сказания о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения» (Парфения (Краснопевцева), духовника игуменьи Парфении). На 1 января 1880 г. в Киевском во имя святых Флора и Лавра женском монастыре числилось 52 монахини, 152 послушницы и 331 вольнонаемный работник, в 1906 г. – 911 человек, а в 1914 г. – 1 тыс. человек (вместе с жившими за пределами ограды монастыря в Киеве и на хуторах; Центральный государственный исторический архив Киева). В 1918 г. на территории обители, на хуторах, в училище, гостиницах монастыря насчитывалось 569 человек, из них 130 монахинь и 78 послушниц. Во время пожара 1895 г. сгорела церковноприходская школа. Её работа возобновилась лишь в 1905 г. и продолжалась до 1919 г., когда вышло постановление о закрытии духовных школ. К северу, при входе в монастырь, от школьного подворья сохранились фрагменты деревянной ограды. На плане монастырского подворья 1919 г. в сравнении с планом 1895 г. видны результаты деятельности игуменьи Евпраксии (Артеменко), которая помимо строительства новых зданий уделяла большое внимание ремонту и украшению церквей. Почти все монастырские здания в период её управления обителью (1899–1919 гг.) были электрифицированы, проведён водопровод на Флоровскую гору, где находилось кладбище, совершались богослужения в Троицкой церкви. Монахини ухаживали за декоративными растениями, высаженными на прилегавшем к монастырю склоне и вершине горы, где также находились жилой корпус и оранжерея. В условиях надвигавшейся революции многим насельницам монастыря такие усилия игуменьи казались излишними. Однако её духовный пример остался в памяти сестёр и вызывал глубокое почтение современников. Кенотаф Евпраксии (Артеменко) установлен в сентябре 2005 г. у южной стены Вознесенского храма.

 



 
PR-CY.ru