КИЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 10

Покровская церковь с келейным корпусом, где находилась также надкладезная часовня, на верхней террасе – Никольский собор, а также утраченное здание трапезной и кухни. В восточной части усадьбы на площади 0,8 га располагалось кладбище, где в 1922 г. находилось 839 захоронений, в том числе преподобной Анастасии (в 1951 г. перезахоронена на Лукьяновском кладбище), академика Афанасия Ефимовича Рокачевского (1830–1901 гг.), основателя общедоступной рисовальной школы при Киево-Печерской лавре; генерал-лейтенанта П.Т. Гловацкого, участника Крымской войны; И.И. Чоколова, промышленника, издателя, общественного деятеля. В 1923 г. кладбище было закрыто и в 1940–1950 гг. уничтожено. Архитектор Владимир Николаевич Николаев, отличавшийся приверженностью не только формам русского, но и византийского стиля, при проектировании зданий Киевского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря следовал исключительно традиции московско-ярославского узорочья середины XVI – XVII вв., при этом применял ряд конструктивных новшеств. Покровская церковь замыкает келейный корпус с восточной стороны. Здание храма прямоугольное в плане, с обширным южным притвором, где расположен вход, оформленный крытым крыльцом с висячими гирьками, завершалось шатром. В середине одноэтажной части келейного корпуса с традиционной коридорной планировкой находились покои преподобной Анастасии, с севера – трапезная и домовый храм, увенчанный первоначально луковичной главой, в западной, двухэтажной, части – игуменские покои. Были использованы такие основные элементы декора, как луковичное пятиглавие и главы над ризалитами храма, кокошники разнообразных форм (полуциркульные, килевидные, трёхчастные), наборные колонки с муфтами, шатры, аркатурно-колончатые пояса. Келейный корпус украшен оконными наличниками с кокошниками. Центральный объём Покровской церкви квадратный в плане, с плоским перекрытием и падугами. В центре перекрытия – проём для светового барабана. Росписи 1997–1998 гг. выполнены в духе позднего академизма и живописи киевского Владимирского собора. Тогда же изготовлен иконостас в русском стиле. Храмовая икона «Покров Пресвятой Богородицы» написана во второй половине XIX в. Никольский собор (самый большой храм Киева) был рассчитан на 2,5 тыс. человек. При его проектировании архитектор В.Н. Николаев использовал эскизы отделки фасадов, главного иконостаса и крестов, выполненные сыном преподобной Анастасии великим князем Петром Николаевичем. При строительстве впервые в России применили железобетонные сводчатые конструкции перекрытий (проект гражданского инженера Александра Матвеевича Вербицкого).

 



 
PR-CY.ru