КАФИЗМА - Страница 5

Это савваитское (или Великой лавры в целом, или только грузинских савваитов) келейное стихословие Псалтири отображает весьма гибкую систему, благодаря которой Псалтирь прочитывалась ежедневно целиком, а то и не один раз. Согласно Карейскому (или Скитскому) уставу (начало XIII в.), составленному Саввой Сербским и получившему большое распространение в славянском мире (в том числе на Руси), в дополнение к обычным кафизмам на утрене и вечерне монахам предписывается читать три кафизмы на третьем, шестом и девятом часах, а также после полунощницы. Исследователям неясно, куда помещает этот устав три оставшиеся кафизмы, но в любом случае вся Псалтирь должна быть прочитана за сутки. Особенно близкое сходство с Часословами грузинского типа проявляется здесь в отношении часов: и там и там нет кафизмы на первом часе; а если каждый из «больших часов» дня (третий, шестой, девятый) грузинского Часослова объединить с последующими двумя «малыми часами», то каждый из трёх дневных часов получит по три кафизмы, как в Карейском уставе. Кроме того, каждая из кафизм, согласно Карейскому уставу, начинается cо слов «Приидите, поклонимся» (как полагают исследователи, это остаток фразы, относящейся к некогда самостоятельному «малому часу»). Сходство в стихословии Псалтири между грузинскими Часословами, восходящими к традициям Палестины, и позднейшими иноческими и скитскими уставами предполагает единство традиции. Псалтирь может также использоваться в практике келейной молитвы и без привязки к службам суточного круга, в связи с чем каждая кафизма в изданиях богослужебной Псалтири обычно сопровождается небольшим молитвенным последованием в конце: Трисвятым (включая «Пресвятая Троице» и «Отче наш»), серией из трёх тропарей, 40-кратным «Господи, помилуй» и специальной молитвой (своя для каждой кафизмы). В самом начале и в конце Псалтири помещены аналогичные последования; в первом после молитвы – предваряющие кафизмы слова «Приидите, поклонимся», во втором – отпуст. Таким образом, в любое время суток все желающие могут совершить по сути особое богослужение, состоящее из вступительного последования, одной или нескольких кафизм с некоторыми молитвословиями после каждой и заключительного последования. Молитвы после кафизмы начинают появляться в Псалтирях с XI в. Современный цикл из 22 таких молитв (20 после кафизмы и по одной в начале и в конце Псалтири) – далеко не единственный из представленных в рукописях. Вне рамок собственно монашеской практики келейное чтение одной или нескольких кафизм также выполняется как по желанию дополнительно, так и в качестве епитимии, при совместной молитве мирян и т.д. В греческой студийской практике, отразившейся в славянском Студийско-Алексиевском уставе, каждая кафизма исполнялась на один из восьми гласов недели. В певческих рукописях в каждом гласе записывались девять мелодических моделей для распевания кафизм (как правило, первой, второй и третьей или второй, третьей и четвёртой), по одной модели для каждой «Славы» (статии), таким образом, всего 72 модели, или «аллилуиария» (названы по припеву к псалмовым стихам – «Аллилуия»). Кроме того, для отдельных кафизм и их «Слав» были созданы дополнительные напевы (для первой «Славы» первой кафизмы, для полиелея (первой «Славы» 19-й кафизмы, два напева), для второй «Славы» седьмой кафизмы и для тертьей «Славы» 20-й кафизмы; всего пять). Наборы моделей на восемь гласов (разной степени полноты) известны исследователям по немногочисленным византийским нотированным рукописям XII–XIII вв. Записи моделей в средневизантийской интервальной нотации позволяют реконструировать простые по стилистике напевы.

 



 
PR-CY.ru