КАФИЗМА - Страница 2

Современное распределение псалмов по кафизмам восходит примерно к VIII в. Оно наследует более ранним палестинским системам организации псалмов, отражённым в грузинских и армянских переводах оригинальных богослужебных книг Иерусалимской церкви. Так, в ранних (до XI в.) грузинских переводах Псалтири псалмы внутри кафизмы с шестой по шестнадцатую и с девятнадцатой по двадцатую организованы несколько иначе, чем в позднейшей традиции, и соответствуют указаниям древних иерусалимских Лекционария (в грузинском переводе) и Тропология (Древнего Иадгари). Ещё более раннюю стадию развития этой традиции сохраняет армянская Псалтирь, разделённая на 57 подразделов («гублай»), организованных в восемь «канонов». Эти 57 разделов близки по составу к 60 антифонам («Славам») классической Святоградской Псалтири и имеют параллель в восточно-сирийской традиции, где Псалтирь тоже разделена на 57 частей. Исследователи полагают, что в VI в. в рамках палестинской традиции произошло перераспределение псалмов Псалтири: восемь больших разделов были заменены 20 (т.е. собственно кафизмами), а 57 отдельных частей превратились в 60 «Слав». По мнению исследователей, это было связано с появлением новой системы служб суточного круга, предполагающей ежедневное пение Псалтири. В восточно-сирийских и западно-сирийских Псалтирях, организация псалмов в которых близка к армянской и различным вариантам иерусалимской, малые разделы также группируются в большие. Восточно-сирийский эквивалент кафизмы имеют иную подборку псалмов, чем иерусалимские кафизмы, и количество малых разделов (т.е. «Слав») в них варьируется от двух до четырёх. Западно-сирийская Псалтирь состоит из 15 больших разделов, но, как и восточно-сирийская, эта система позднего происхождения и не получила широкого распространения. Современное распределение кафизм по службам и дням недели (или система стихословия Псалтири) – это палестинская традиция, сформировавшаяся в начале II тыс. н.э. вместе с первоначальными редакциями Иерусалимского устава. Она зафиксирована уже в самых ранних (XII–XIII вв.) его рукописях. К древнему богослужению Иерусалимской церкви она восходит лишь опосредованно. Древнейшая (V в.?) форма иерусалимской традиции стихословия Псалтири отражена в армянской системе поочерёдного исполнения 56 её разделов (57-й раздел, «хвалитные» псалмы 148–150, в эту систему не входил) за ночным богослужением. Число 56 образовано семи «гублай» в каждом из восьми «канонов»; исследователи предполагают, что последняя цифра связана с зарождением в IV–V вв. в Иерусалиме системы осмогласия, не известной сирийским литургическим традициям того времени. В VI в., на следующей стадии развития палестинской системы стихословия Псалтири, произошло распределение всех псалмов по 24 службам («часам») дня и ночи. Эта система зафиксирована в Часослове, принадлежащем к группе литургических книг, которые содержат перевод богослужебных книг храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В этом Часослове для каждой из 24 служб суточного круга, кроме первого и последнего часов дня и ночи, назначено по одному «канону» Псалтири, т.е. по одной кафизме.

 



 
PR-CY.ru