КАФИЗМА - Страница 4

На вечерне в те периоды, когда на утрене три кафизмы, Иерусалимский устав предписывает стихословить 18-ю кафизму (кроме пятой седмицы Великого поста, имеющей свой устав); когда же на утрене две кафизмы, на вечерне стихословится ещё одна рядовая. Накануне воскресений и праздников с полиелеем и выше на вечерне поётся первая кафизма – «Блажен муж». Вечером в дни праздников, имеющих статус бденных, и в воскресенья (т.е. под понедельник) кафизма на вечерне отменяется, если только память, случившаяся в понедельник, сама не требует пения «Блажен муж». В некоторые важнейшие праздники (Рождество Христово и др.) кафизма отменяется также и на вечерне накануне торжества. Как и Студийский устав, Иерусалимский добавляет кафизму на часах будних дней Великого поста, кроме первого часа по понедельникам и первого и девятого по пятницам. Кафизмы (17-я в будние дни и 11-я по субботам) также входят в состав полунощницы. Общий принцип распределения кафизм по дням недели сводится к тому, что Псалтирь должна быть полностью пропета в течение недели, а Великим постом – дважды за неделю. В современных русских изданиях Типикона система стихословия кафизм Псалтири по дням седмицы и в зависимости от периода года подробно описана в главе 17 Типикона. На практике содержащиеся там указания редко соблюдаются буквально: или вместо целых кафизм поочерёдно стихословятся отдельные псалмы, так что Псалтирь пропевается больше чем за неделю, или вместо двух положенных по уставу кафизм полностью стихословится только одна и т.д. Кафизмы, специально выделенные из общего ряда – первая («Блажен муж»), 17-я (непорочны) и 18-я (степенны),  – сохраняют те позиции в чинопоследованиях служб, какие предписаны уставом, но могут исполняться выборочно, в виде отдельных стихов (в дониконовской практике таким же образом могли исполняться и прочие кафизмы). При стихословии кафизмы Псалтири разделяются на три малых раздела, или «Славы», названные так по завершающим каждый раздел словам: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава... и ныне...» Часть этих слов (так называемый опев кафизм) поёт хор, часть произносит стихословящий кафизмы. На 18-й кафизме на вечерне с литургией Преждеосвящённых Даров после каждой из «Слав» произносится малая ектения (по уставу так же должна исполняться и первая кафизма на всенощном бдении под воскресенье, но она обычно сокращается до одной «Славы»). На утренях праздничных дней (начиная с великого славословия), воскресений и суббот, пред- и попразднств малая ектения произносится в конце кафизмы, в остальных случаях её заменяет троекратное «Господи, помилуй». После кафизмы на утрене следует седален – песнопение, после которого нужно сесть, чтобы выслушать уставное чтение (на других службах этого нет). В дополнение к стихословию Псалтири за общественным богослужением издревле существовала монашеская традиция келейного чтения Псалтири. Самые различные тексты, посвящённые монашескому устроению, начиная с древних и вплоть до позднейших, упоминают в качестве идеала ежедневное прочтение Псалтири целиком. Так, по грузинскому «Савваитскому келейному часослову» X в., который также входит в состав сборника храма Воскресения Христова в Иерусалиме, «исихаст (daqudebuli), живущий в келье в монастыре св. Саввы» должен прочитывать по три кафизмы (kanoni) в третий, шестой, девятый часы и на вечерне, пять кафизм на повечерии, 9, 12, 15 или 20 кафизм на утрене.

 



 
PR-CY.ru