КАФИЗМА - Страница 3

Таким образом, многие кафизмы приходятся на краткие, состоящие из одного псалма, промежуточные часы (по структуре напоминают византийские междочасия), на службе «11-го часа дня» (которая тождественна вечерне) установлена 18-я кафизма (см. Степенны), во «2-й час ночи» (соответствует полунощнице) – 17-я (см. Непорочны); на службе «12-го часа ночи» (соответствует утрене) кафизма отсутствует. Эта стадия развития иерусалимской системы стихословия Псалтири, по мнению исследователей, была специфична только для храма Воскресения Христова и не получила широкого распространения где-либо ещё, если не считать грузинской литургической традиции, куда она перешла вместе с переводом иерусалимских литургических книг. В Часослове храма Воскресения Христова в Иерусадиме эта система названа «грузинской»; она также зафиксирована в этом Часослове (скопирован в Константинополе в 986 г.), представляющем более позднюю редакцию Часословов грузинского типа. В IX в. в византийском мире широко распространилась студийская богослужебная традиция, включавшая элементы как палестинской, так и константинопольской литургической практики. В частности, Студийский устав предполагает использование именно Иерусалимской Псалтири с её 20 кафизмами, которые были распределены по службам следующим образом: на вечерне весь год стихословилась 18-я кафизма, а на утренях – одна, две или три кафизмы в зависимости от периода года (одна – в период Пятидесятницы, две – от Недели всех святых и до Великого поста или даже до середины Великого поста, три – в будние дни всего Великого поста или только его второй половины). Накануне воскресных дней и праздников 18-я кафизма заменялась первой (см. «Блажен муж»); на Светлой седмице и в некоторые большие праздники кафизмы на вечерне и утрене отменялись вовсе. В период Великого поста по одной кафизме стихословилось ещё и на часах в будние дни. Впрочем, памятники студийской традиции имеют много вариантов распределения кафизм по службам суточного круга. Так, в студийском Ипотипосисе IX в. на вседневных утренях в течение Великого поста назначено стихословить по четыре кафизмы (по мнению исследователей, беспрецедентность этого указания может быть ошибкой переписчика) и по одной кафизме на часах в течение Петрова поста. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., который среди сохранившихся памятников наиболее близок к оригинальному Студийскому Синаксарю, в великопостный период 18-я кафизма на вечерне опускается, если совершается литургия Преждеосвящённых Даров (аналогичные указания содержатся и в Евергетидском и Георгия Мтацминдели Типиконах). Согласно Мессинскому Типикону 1131 г., 18-я кафизма опускается на вечерне в течение большей части Великого поста и периода Пятидесятницы; по одной кафизме назначено на третьем и шестом часах в течение Рождественского и Петрова постов. В Иерусалимском Типиконе, который зависит от древней палестинской традиции не напрямую, а через посредство студийской, утреня без кафизмы совершается только на Светлой седмице; в остальное время года, включая праздничные дни, на утрене две кафизмы, а в период от Недели по Воздвижении до Недели о блудном сыне (за исключением пред- и попразднств праздников Рождества Христова и Богоявления и праздников с великим славословием и выше) и во все будние дни Великого поста – по три.

 



 
PR-CY.ru