КАФИЗМА

КАФИЗМА – обозначение разделов богослужебной Псалтыри в современной православной традиции: в рукописях и изданиях Псалтири, предназначенных для богослужения или келейного молитвенного чтения, 150 библейских псалмов разделены на 20 кафизм, за которыми, как правило, следует серия библейских песней. В византийских текстах слово «кафизма», образованное от глагола «сидеть», употребляется в различных значениях: какого-либо сиденья вообще, императорской ложи на Константинопольском ипподроме и проч. В византийской гимнографии термином «кафизма» обозначается один из видов монострофных песнопений – седален. В отношении частей Псалтири слово «кафизма» стало систематически употребляться с VIII–IX вв. В более древних памятниках разделы Псалтири, соответствующие, скорее, современному «Славам», а не кафизма, называются «антифонами» либо «статиями», т.е. «стояниями», поскольку псалмопение осуществлялось стоя. Периоды псалмопения чередовались с периодами отдыха, когда разрешалось присесть (в это время молящиеся могли, например, слушать уставные чтения), и для указания на это в Псалтирях могла ставиться особая пометка: «кафизма». Но со временем подобные пометки, по мнению исследователей, стали восприниматься уже в качестве обозначения самих разделов Псалтири. При этом до XIV в. в греческой рукописной традиции слово «кафизма» всё ещё ставилось в конце, а не в начале разделов Псалтири. Впервые в этом значении термин «кафизма» зафиксирован в хранящейся в центральной библиотеке Цюриха «пурпурной» Псалтири (рукопись выполнена на пергамене соответствующего цвета). Термин исследователи встречают здесь 20 раз, причём он был добавлен в оригинальный текст не позже 780 гг. В том же значении слово «кафизма» употребляется в некоторых синайских Псалтирях IX в. До XI–XII вв. термин «кафизма» в отношении разделов Псалтири оставался особенностью так называемой Иерусалимской (или Святоградской) Псалтири, т.е. воспринимался как признак палестинской литургической традиции. При этом в грузнских Псалтирях начиная с X в. вместо термина «кафизма» часто употреблялся термин «kanoni». В армянской Псалтири для обозначения её частей использовалось аналогичное слово «kanon». Поскольку армянская Псалтирь отражает раннюю редакцию Иерусалимской Псалтири, а грузинское богослужение до XI в. ориентировалось на палестинскую литургическую традицию, исследователи предполагают, что в ранних редакциях Иерусалимской Псалтири предшественником термина «кафизма» было греческое слово «канон». Впрочем, в отличие от длительной греческой традиции употребления термина «кафизма» в конце разделов Псалтири в грузинских и армянских рукописях синонимичное слово «канон» стоит в начале разделов. Вместе с широким распространением в византийском мире с X в. Святоградской Псалтири и других богослужебных книг, основанных на палестинской традиции или тесно связанных с ней, организация библейских псалмов по 20 кафизм, а внутри каждой из них – по трём «Славам» (или статиям, или антифонам) становится известной повсеместно и постепенно вытесняет другие типы деления Псалтири (в том числе традиционный константинопольский).

 



 
PR-CY.ru