КАРЛОВАЦКАЯ МИТРОПОЛИЯ

КАРЛОВАЦКАЯ МИТРОПОЛИЯ – автономная православная митрополия, объединявшая в 1708–1920 гг. православных сербов и румын на территории Габсбургской империи (с 1804 г. – Австрийской империи, с 1867 г. – Австро-Венгрии). Православие пришло на земли, на которых позже была учреждена Карловацкая митрополия, благодаря миссии св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, их учеников и греческих миссионеров. После Великой схизмы (1054 г.) местное население перешло в юрисдикцию Рима, а принадлежность к восточному православию приобрела национальный характер, т.к. его исповедовали переселявшиеся на эти земли сербы, румыны и греки. Позиции православных были сильнее в южной части Венгрии, которая раньше находилась под властью Византии и Болгарии: например, в конце XII в. в Среме действовал латинский и несколько православных монастырей. Венгерский король Лайош I (1342–1382 гг.) оказывал покровительство прозелитизму среди православных подданных, серьёзным препятствием для которого было незнание латыни православным населением, поэтому к миссии часто привлекали францисканцев-славян из Боснии. Поддержку православию в Венгерском государстве оказывали с 1219 г. Сербская архиепископия (с 1346 г. – патриархия) и сербы-переселенцы, среди которых было много священнослужителей, покинувших Сербию после османского завоевания. Исследователи предполагают, что хиландарский монах Арсений (Богданович), которого возвёл в сан игумена Савва I Сербский, в 1225 г. основал в Банате монастырь Месич. Переселенцы охраняли венгерские границы, поэтому власти в условиях активной экспансии Османской империи относились к их вероисповеданию толерантно. Верность православию сохранили и ставшие венгерскими вассалами сербские деспоты Бранковичи, которые опирались на митрополитов Белграда, долгое время объединявших православных подданных Венгерского государства. Помощь Белградской кафедре оказывал великий князь Московский Василий III, женатый на внучке подданного Венгрии сербского воеводы Стефана Якшича. В некоторых венгерских областях православные сербы имели ряд привилегий, например, в Ковине (Банат) в 1428 г. король Сигизмунд разрешил им избирать духовенство. После падения Белграда (1521 г.) и битвы на Мохачском поле (1526 г.) к 1541 г. большая часть Венгрии оказалась под османской властью, а православные верующие на её территории перешли в юрисдикцию Охридской архиепископии. К этому периоду исследователи относят и первые сведения о православных епископах на венгерских землях: например, в 1479 г. упоминается митрополит Дионисий в Енополе (ныне Инеу, Румыния). О многочисленности сербского населения на территории Венгерского королевства в середине XVI в. свидетельствует массовый переход недовольных местными властями сербских гарнизонов на сторону везира Мехмед-паши Соколовича, насильно обращённого в ислам этнического серба, что стало одной из причин успешного османского завоевания Баната (1551–1552 гг.). Но во время войны Габсбургской монархии и Османской империи (1593–1606 гг.) по призыву Вены сербы в том же Банате восстали уже против османов.

 



 
PR-CY.ru