КАНОНИК - Страница 7

В настоящее время в Римско-католической церкви насчитывается несколько десятков действующих коллегиальных капитулов, многие из которых существуют лишь номинально и состоят только из настоятеля или полностью вакантны. Права и обязанности каноников, структура и функции капитулов изложены в «Кодексе канонического права» 1917 г. «Кодекс» закрепил сложившийся с XVIII в. порядок учреждения, преобразования и упразднения кафедральных и коллегиальных капитулов исключительно по решению папы Римского. Только папа имел право назначать первенствующих членов капитула (дигнитариев), чьи должности могут именоваться по-разному в разных капитулах – «архидиакон», «архипресвитер», «декан», «препозит», «примицерий» и т.д. Назначение прочих каноников должен был осуществлять епархиальный ординарий по совету с капитулом. Каждому капитулу надлежало иметь собственный устав, определявший особенности его устройства; устав канониката утверждался епископом. Епископу вменялось обеспечивать каноников ежедневным жалованьем и пребендой. Функции кафедрального капитула при епископе сравнивались в «Кодексе канонического права» с функциями сената при светском государе. Каноники должны были ежедневно служить часы и мессы, помогать епископу во время богослужений, управлять делами церкви, причащать больного епископа и организовывать его похороны. В случае если епископ служил мессу не в кафедральном соборе, каноник соборного капитула должен был следовать за ним (если только это не мешало нормальному отправлению богослужений в соборе). Контроль над присутствием каноников на службах осуществлял цензор. Каноникам позволялось пропускать службы по согласованию с епископом, но в общей сложности длительность таких пропусков не должна была превышать трёх месяцев в году (в эти дни ежедневное жалованье не выплачивалось). Основные вопросы внутреннего устройства канониката «Кодекс канонического права» 1917 г. оставлял в ведении епископа и каноников, определяя лишь самые общие его черты. В составе соборного капитула должны были в обязательном порядке присутствовать каноник-пенитенциарий и каноник-богослов: каноник-богослов, имеющий богословское образование, должен был объяснять смысл Священного Писания в церкви, а каноник-пенитенциарий (по возможности избираемый из докторов канонического права или богословия) следил за дисциплиной среди прихожан, он также обладал правом снимать церковное отлучение (цензуры) со всех католиков в пределах диоцеза и с тех, кто принадлежали к диоцезу и за его пределами. Определялась иерархия каноникатов и каноников в них. Так, верховным каноникатом считался соборный, все прочие делились на почётные капитулы (capitulum insignis) и обыкновенные. Внутри капитула наиболее высокое положение имели дигнитарии, остальные члены капитула располагались в соответствии со временем, проведённым в нём (в случае если в капитуле помимо пресвитеров состояли диаконы и субдиаконы, в первую очередь, учитывалось старшинство по сану). В «Кодексе канонического права» 1917 г. законодательное определение получил статус почётных каноников; они пользовались некоторыми правами и привилегиями ординарных каноников и могли иметь своё место в хоре, но не входили в капитул, не получали дохода и не исполняли каких-либо обязанностей.

 



 
PR-CY.ru