КАНОНИК - Страница 2

От обязанности жить в обители и ежедневно участвовать в капитуле и соборных службах освобождались только старые и больные каноники, а также те, на кого было возложено пастырское служение в удалённом месте. В отличие от монахов, которым по бенедиктинскому уставу не позволялось иметь личной собственности, клирики, становясь канониками, продолжали владеть движимым имуществом; недвижимое имущество они должны были принести в дар храму, но и с него при желании могли пожизненно получать доход. Тем самым среди каноников сохранялось имущественное неравенство, но в процессиях, в хоре и за столом важнее были первенство церковной иерархии и старшинство по рукоположению. Различались «старшие» и «младшие» каноники, «младшие» могли находиться в услужении у «старших». Руководить жизнью общины мог епископ или представлявший его архидиакон или примицерий. Организованная на новых принципах община клириков должна была помимо прочего обеспечивать совершение епископских богослужений в храмах города, чередующихся в течение Великого поста и пасхальной недели по образцу римских стаций (stationes). Устав Хродеганга действовал в Меттисе до начала IX в. и, исследователи не сомневаются, что он был известен и в других частях Франкского государства, хотя едва ли когда-нибудь применялся за пределами диоцеза Меттис. Карл Великий в посвящённом церковным вопросам капитулярии 789 г. («Admonitio generalis») требовал, чтобы клирики, ведущие «каноническую жизнь», следовали «своему уставу» и жили под управлением епископа, как монахи под началом у аббата. Следы влияния Устава Хродеганга обнаруживаются в Кентербери (в грамотах архиепископа Вульфреда (ум. в 832 г.) упоминается об общей трапезе (mensa) соборного клира и уставе (regula), по которому живут клирики) и в Йорке, где Алкуин, обращаясь к соборному духовенству, неоднократно говорил о существовавшей там «дисциплине уставной жизни». Среди дисциплинарных постановлений Соборов, созванных в 813 г. в разных частях империи по распоряжению Карла Великого, присутствовало требование к каноникам епископских городов жить в обители, питаться в общем рефектории и спать в общей спальне. Усилия св. Хродеганга и императора Карла Великого по реформированию жизни клириков имели локальные и недолговечные результаты. Однако вскоре после смерти Карла Великого его сын император Людовик Благочестивый на Ахенском соборе 816 г. обязал все общины клириков на территории империи придерживаться единого и обязательного для всех насельников устава. Устремления Людовика в этой сфере были тесно связаны с его программой «обновления Франкской державы» («renovatio imperii Francorum»), согласно которой единообразие церковных порядков служило предпосылкой и отражением единства империи. Получившие соборное одобрение императорские распоряжения имели целью учреждение и поддержку общежительного уклада в среде клириков. В то время как для монашествующих нормой жизни отныне должен был служить исключительно Устав Венедикта Нурсийского, дополненный сборником монашеских обычаев св. Бенедикта Анианского «Collectio capitularis», жизнь немонашеских общин точно так же должна была регламентироваться только одним документом.

 



 
PR-CY.ru