КАНОНИК

КАНОНИК – в Римско-католической церкви и в Англиканской церквах штатный клирик (в редких случаях мирянин), член соборного или коллегиального капитула. Термин «каноник» происходит от лат. «canon» (греч. – «правило») и впервые был использован в источниках в VI в., по мнению исследователей, в одном из его специальных значений: «соответствующий церковным канонам» или «следующий общему церковному закону»; «тот, кому вменялось в обязанность совместно с другими клириками отправлять канонические часы (horae canonicae)»; «внесённый в канон – перечень служителей епископской церкви»; «обязанный участвовать в ежедневном отправлении богослужений суточного круга (canon) и получающий за это содержание натурой (mensa canonica) от епископа или общины». В VI в. к каноникам относились пресвитеры, диаконы и младшие клирики, которые жили в епископском городе и в сельских приходах и выполняли возложенные на них епископом функции по отправлению богослужений в той церкви, к которой они были определены. По мнению многих исследователей, идеал общежития (vita communis), опиравшийся на библейскую основу, пример апостолов и раннехристианских общин, играл конститутивную роль в развитии института каноников, хотя на деле он мог находить то более, то менее полное воплощение в зависимости от конкретных хозяйственных обстоятельств. Другие авторы полагают, что определяющим был не образ жизни каноников, а выполняемая ими функция. Экономической основой существования священнослужителей-каноников изначально являлось назначаемое епископом содержание (mensa canonica, stipendium), которое при Каролингах было заменено долей дохода с имущества церкви (бенефициием в форме пребенды). До VIII в. не было чётких границ, отделявших каноников, с одной стороны, от клира, а с другой – от монашества. Общины и тех и других назывались без всякого различия «монастырями», «киновиями», «аббатствами», их настоятели – «аббатами», а члены общин каноников – «братией». Разделение «чинов» в Западной церкви было оформлено лишь в IX в. Предпосылкой и стимулом для институционального обособления канониката стало издание первого устава каноников. Его автором был епископ Меттиса (ныне Мец) Хроделанг (742–766 гг.), один из влиятельнейших прелатов складывавшейся в это время державы Каролингов. Как примас церкви во франкских землях он председательствовал на Соборе 755 г. в Вере (ныне Вер-сюр-Лонет), постановившем в числе прочего, что все, кто приняли тонзуру, должны жить либо в монастыре по монашескому уставу (sub ordine regulari), либо в соответствии с правилами общинной жизни клира (sub ordine canonica). Исследователи полагают, что в 755–756 гг. епископ Хродеганг составил устав (decretulum, instituciuncula) из 34 глав для духовенства своего кафедрального собора. За образец Хродеганг взял Устав Венедикта Нурсийского, который он цитирует почти в каждой главе. По Уставу Хродеганга каноники должны жить в особом помещении (claustrum), куда закрыт доступ мирянам, особенно женщинам, спать в общей спальне, есть в общем рефектории, поочерёдно работать на кухне, носить одежду и обувь, выдаваемую келарем, и ежедневно присутствовать на собрании капитула.

 



 
PR-CY.ru