КАНОНИК - Страница 5

В конце Средневековья на территории Священной Римской империи насчитывалось 200–300 таких церковных учреждений, а, например, в архиепископстве Санс (Франция) – около 50. В юридическом отношении коллегиальные церкви отличались от кафедральных капитулов только тем, что не участвовали в управлении диоцезом. Коллегиаты были задействованы в пастырском служении: одни из них инкорпорировали близлежащие приходы, другие выполняли функции приходских церквей. Как правило, пастырские обязанности исполняли не каноники, а специально определённые для этого викарии. В XIII–XIV вв. правовые аспекты канониката были подробно разработаны в общецерковном законодательстве. Документы этого периода отражают значительно более сложную, чем в ранних уставах, классификацию каноников. Полноправными членами капитула (canonici capitulares) считались обладавшие правом голоса в собрании (votum in capitulo) и местом в хоре церкви (stallum in choro). На практике их число обычно совпадало с числом тех, кто владели пребендами, хотя в теории каноникат и пребенда могли быть разграничены. Количество состоящих в капитуле каноников первоначально не определялось правилами и зависело, в основном, от материальных возможностей церкви и менялось в разные периоды. В некоторых капитулах такой порядок сохранялся до конца Средневековья, тогда как в других численность капитула фиксировалась учредительной грамотой, статутами или синодальными постановлениями, и при заполнении всех мест такой капитул назывался «закрытым». Тем не менее, нередко и в них назначались сверхштатные («сверхчисленные») каноники, ожидавшие вакансию. Они могли иметь своё место в хоре, но не получали дохода от пребенды и не участвовали в собраниях капитула. С XIV в. членами капитула могли быть только старшие клирики, начиная с субдиакона. В XI–XII вв. в некоторых случаях миряне могли быть канониками. В конце XII в. папа Климент III запретил эту практику, однако разновидность канониката мирян (принятие в члены капитула светских правителей) существовала до XVII в. Так, германские короли были канониками соборов в Ахене и Кёльне, а императоры – базилики св. Петра в Риме. Они приносили клятву главе капитула, обязуясь чтить статуты и защищать церковь. В повседневном богослужении их заменяли викарии, но при посещении соборов они надевали облачение клирика и участвовали в мессе. До настоящего времени сохранился обычай, установленный при императоре Наполеоне III, по которому Президент Франции является по должности почётным каноником Латеранской базилики. Материальные гарантии существования каноников и потенциальные возможности церковной карьеры привлекали представителей знатных семейств, в результате чего большинство германских и французских капитулов превратилось в исключительно аристократические институты. Должности каноников также широко использовались для содержания духовенства королевских капелл, персонала канцелярий церковных и светских правителей, университетских профессоров и др. Количество злоупотреблений было велико. Среди претензий в адрес католических каноников во время Реформации в XVI в. назывались небрежение пастырскими и богослужебными обязанностями, пользование церковными пребендами sine cura animarum, получение нескольких пребенд одним каноником, редкое присутствие владельцев бенефициев на месте служения и не очень строгий образ жизни каноников.

 



 
PR-CY.ru