КАНОНИК - Страница 3

Новый устав получил название «Установление для каноников» («Institutio canonicorum»; известен также как Ахенский устав). Он состоял из 145 глав, первые 113 глав представляли собой выдержки из творений Исидора Севильского,  папы Римского Григория I Великого (в изложении Тайона Цезаравгустского), Псевдо-Проспера (в действительности Юлиана Померия), Иеронима Стридонского и Августина Блаженного (главы 1–38 и 94–113), а также соборных правил (главы 39–91) и высказываний Римских пап Льва I Великого и Геласия I (главы 92–93), в которых, с одной стороны, обосновывалась необходимость vita communis для клириков, с другой – указывалось на особенность и смысл духовного призвания каноников по сравнению с монашеским – не столько в личной аскезе, сколько в служении церкви. Вводная часть являлась теоретической мотивировкой и оправданием образа жизни каноников, регламентируемого во второй части «Установления для каноников»: ношения ими лучшей, чем у монахов, одежды, меньшей строгости требуемых от каноникам воздержания и поста, пользования личным имуществом и церковными бенефициями и в особых случаях отдельным жилищем. Практические предписания каноникам заимствованы из Устава Хродеганга, но при этом был сделан ряд существенных изменений и добавлений. Так, первенствующая должность в капитуле теперь называлась «препозит» (глава 139), подробнее описано богослужение (главы 126–130), добавлено указание о детях, взятых канониками на попечение (глава 135), исключено принятое св. Хродегангом правило, по которому каноники могли получать пожизненную ренту с земельных владений, пожертвованных церкви. Учитывая различия в благосостоянии общин и климатических условий в разных частях Франкского государства, допускались разные нормы в разрешённом во время трапезы количестве вина и его частичная замена пивом (глава 122). Одновременно с «Установлением для каноников» был издан устав для канонисс – «Установление для монахинь» («Institutio sanctimonialium»). В IX–X вв. «Установление для каноников» стало основным уставом кафедральных соборов и коллегиальных церквей на территории Западной Европы. Сохранилось свыше 90 списков этого документа. По мнению исследователей, каноники чаще использовали «Установление для каноников» как руководство по общим вопросам, нежели как нормативный документ в строгом смысле. Так, в большинстве кафедральных церквей вскоре появились должностные лица, о которых ничего не сказано в Ахенском уставе, например, декан. Как результат компиляции Устава Хродеганга и «Установления для каноников» с некоторыми добавлениями (касающимися, в частности, пастырского служения) исследователи рассматривают так называемую Пространную редакцию Устава Хродеганга, состоящую в разных списках из 84 или 86 глав. Она была создана в IX или X в. на территории Западно-франкского королевства, но получила широкое распространение только в XI в. Таким образом, начиная с эпохи Каролингов в Западной церкви различались два типа клириков посвящённой жизни: монахи, жившие по бенедиктинскому уставу, последовательно и строго соблюдавшие принципы vita communis, личной бедности и удаления от мира, практиковавшие аскетический образ жизни и служившие по монастырскому чину (cursus S. Benedicti), и каноников, которые следовали своему, менее строгому, уставу, совершали богослужения в соответствии с римским чином (ordo Romanus).

 



 
PR-CY.ru