КАНОН - Страница 10

На практике это предписание обычно соблюдается только Великим постом, тогда как в остальное время года тропари перемежаются не библейскими стихами, а простыми припевами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Святой (имярек), моли Бога о нас» и т.п. Особняком стоит вторая песнь канона, которая исполняется лишь в особые дни года, а также по вторникам Великого поста. В последнем случае устав указывает петь её, не чередуя со стихами библейской песни, а после окончания последней в качестве дополнения к ней. У исследователей есть основания предполагать, что в древней традиции все песни канона исполнялись именно так: содержащееся в Типиконах X–XI вв. предписание чередовать тропари канона со стихами библейских песней соседствует там с более архаичными указаниями об исполнении библейских песней с собственными краткими припевами, т.е. отдельно от канона. Это предписание, как полагают исследователи, имело целью сохранить библейские песни от вытеснения разросшимися в ту эпоху канонов (что, тем не менее, фактически и произошло). Единственная библейская песнь, не вышедшая из ежедневного употребления, – это песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа Моя Господа», исполняемая с ирмосом «Честнейшую херувим»; следом библейской песни являются также сохраняющиеся в повседневной практике стихи из песни вавилонских отроков «Благословим Отца и Сына и Святого Духа...» и «Хвалим, благословим...» в конце восьмой песни канона утрени. Практика пения канонов на повечерии, молебне и панихиде восходит к традиции исполнения канонов в составе монастырской паннихис – службе в начале ночи, зафиксированной в малоазийских литургических памятниках, близком к ним константинопольском Евергетидском Типиконах XI в. и др. В частности, для праздничных дней Евергетидский Типикон подробно описывает, какой канон следует петь на паннихис, а какой – на утрене; некоторые рукописи Минеи, соответствующие этому Типикону, отдельно от канона утрени выписывают канон на паннихис, которые также могут обозначаться как каноны «вечером» или «молебные». В греческой гимнографической традиции молебные каноны со временем фактически выделились в особый жанр, характеризующийся краткостью тропарей и проч. Чинопоследования молебна (точнее так называемого общего молебна) и панихиды генетически восходят к монастырской паннихис, поэтому канон в них присутствует изначально; повечерие включает канон по аналогии с паннихис. Согласно принятому ныне в РПЦ уставу, на панихиде должен петься заупокойный канон текущего гласа (на практике обычно поётся канон шестого гласа или только его ирмосы); на общем молебне – общий молебный канон Божьей Матери, или канон святому, которому посвящён молебен, или в праздники – канон праздника (на практике обычно поются только запевы канона; на Пасху – ирмосы и запевы); на повечерии – канон из Богородичника и почему-либо не спетые на утрене каноны Минеи, а в особых случаях иные каноны. В отличие от канонов на утрене все эти каноны должны исполняться без библейских песней и в большинстве случаев без ирмосов. Каноны в других чинопоследованиях содержатся либо по причине генетической связи этих чинопоследований с утреней (как, например, в чине соборования), либо из подражания чинам молебна или панихиды.

 



 
PR-CY.ru