КАНОН - Страница 7

Многие из канонов «Нового Тропология», который с IX в. разделился на Минею, Триодь и Октоих, сохранились в позднейшей богослужебной практике вплоть до настоящего времени. Древнейшими авторами канонов, известными исследователям по именам, являются преподобные Андрей Критский (ум. в 740 г.), Иоанн Дамаскин (ум. около 750 г.), Косма Маюмский (ум. около 787 г.) и Герман (как полагают исследователи Константинопольский патриарх Герман I; ум. до 754 г.). Недаром позднейшая традиция приписывала создание жанра канона именно этим святым, особенно первым двум. Полные каноны и три- и четверопеснцы Андрея Критского выделяются большим количеством тропарей (в частности, его перу принадлежит Великий покаянный канон), что вместе с отсутствием в этих канонах акростиха, использованием повторяющихся комплектов ирмосов и богородичнов (в том числе известных из канонов других авторов) для канонов разных праздников и памятей, наличием сразу нескольких циклов тропарей в некоторых песнях, по мнению исследователей, указывает на архаичный характер этих композиций, ещё не во всём согласных с устоявшимся впоследствии стандартом. В число канонов Иоанна Дамаскина входят как произведения с обычной для других гимнографов метрикой, так и эксперименты с использованием античных принципов стихосложения – ямбические каноны. Как правило, каноны Иоанна Дамаскина имеют акростих. Их атрибуция осложняется тем, что ему могут приписываться каноны, составленные другими авторами с именем Иоанн (или Монах Иоанн), – например, каноны авторства Иоанна Мавропода (ум. после 1081 г.), известного богослова и гимнографа XI в., написавшего ряд канонов и полных венков канонов. Иоанну Дамаскину принадлежит ряд канонов важнейших церковных праздников; традиция также приписывает ему воскресные каноны Октоиха и др. Косма Маюмский, друг и сподвижник Иоанна, также является автором ряда канонов важнейших праздников. Его каноны имеют акростихи; в каждой песни – свой оригинальный ирмос и два – три тропаря; наличие богородичнов нехарактерно. Каноны преподобных Иоанна и Космы в отличие от канонов Андрея Критского не имеют вторых песней. То, что среди ранних творцов канон канонов упоминается Константинопольский патриарх Герман I, подтверждает, что в эпоху раннего иконоборчества этот жанр был известен далеко за пределами Палестины. Исследователи отмечают, что для канонов Германа I характерны наличие второй песни, авторские ирмосы (впрочем, встречаются и случаи заимствования ирмосов у старших современников – Андрея Критского и Иоанна Дамаскина), отсутствие акростиха. Большой вклад в развитие канона как жанра внесли гимнографы студийской школы – в первую очередь, Феодор Студит (ум. в 826 г.), составивший полный корпус три- и четверопеснцев на каждый день Великого поста (в этом он подражал Андрею Критскому и Косме Маюмскому, которые создали циклы полных и неполных канонов для дней Страстной седмицы) и др. Иосиф Студит (ум. в 832 г.) составил ещё один такой же корпус – в позднейших Триодях, как правило, содержатся оба. Некий Иосиф (как полагают исследователи, тот же Студит) написал полный корпус три- и четверопеснцев для всего периода Пятидесятницы и аналогичный цикл для сырной седмицы.

 



 
PR-CY.ru