КАНОН - Страница 2

Тропари содержат прямые отсылки к библейской песни гораздо реже, за исключением тропарей седьмой и восьмой песней канона, в которых, напротив, отсылки к соответствующим песням вавилонских отроков исследователи называют общим местом византийских и поствизантийских гимнографов. Тематически связывая песнь канона с библейской песнью, ирмос одновременно задаёт метрическую и, следовательно, мелодическую модель для тропарей и их певческого исполнения; именно этим обусловлено его наименование (ирмос – «последовательность, сцепление, связь»). Помимо описанных особенностей формы, которые являются обязательными (деление на песни, соответствие библейским песням, наличие ирмосов), каноны, как правило, обладают и другими. В большинстве канонов каждая песнь заканчивается тропарём, посвящённым Божьей Матери, – богородичном. Этот тропарь повторяет метрическую структуру остальных тропарей песни, но содержательно может как развивать их тематику, так и представлять собой совершенно самостоятельное прославление Пресвятой Богородицы. Помимо богородична некоторые каноны имеют в конце каждой песни и другие подобные тропари: троичен, располагающийся перед богородичном (иногда троичен присутствует только в восьмой или девятой песни, на месте богородична или перед ним) и посвящённый раскрытию догмата о Триедином Боге; реже мученичен, располагающийся перед богородичном или троичном и посвящённый прославлению христианских мучеников. Таким образом, формальное начало каждой песни канона, состоящее из ирмоса, который часто предписывается пропевать дважды, уравновешивается формальным же завершением, состоящим из мученична-троична-богородична (или только богородична). Нередко ирмос и тропари седьмой и восьмой песней канона (реже и других) объединяются общим рефреном. Каноны часто содержат акростих: первые буквы их тропарей (иногда только богородичнов), включая или исключая их ирмосы и богородичны, составляют одну или несколько фраз (или алфавит); сами по себе эти фразы не исполняются, но подчёркивают изящество формы канона, а также служат для облегчения запоминания тропарей и пения их в правильном порядке. Некоторые гимнографы создавали не единичные каноны, а циклы, которые обычно называют «венками канонов». Как правило, в таких венках по восемь канонов – по одному на каждый глас византийской церковной музыки. Это наиболее сложная из форм, созданных византийской гимнографией: циклы тропарей (песни) объединяются в циклы песней (каноны), которые затем объединяются в осмогласный цикл венка канона, при этом строго соблюдены определённые правила метрики стихосложения, сохранены необходимые отсылки к библейским песням, акростихи отдельных канонов внутри венка перекликаются между собой и т.д. Метрика канона, как правило, подчинена тому, чтобы тропари легко распевались на мелодию ирмоса, поэтому основным её принципом является изосиллабическое и изотоническое соответствие тропарей ирмосу. Некоторые византийские каноны написаны на определённый стихотворный размер (ямб и т.д.) с использованием античной квантитативной метрики. При переводе византийского канона с греческого на другие языки православного мира метрика неизбежно разрушалась.

 



 
PR-CY.ru