КАНОН - Страница 13

В постановлениях Стоглавого Собора (1551 г.) употреблено выражение «каноны канархати и говорити» (в отличие, например, от степенн, которые, согласно определению, «подобает... пети»), что, по мнению исследователей, свидетельствует об установившейся практике чтения тропарей канона. В знаменных рукописях XVI–XVII вв. полностью нотирован, как правило, только канон Пасхи. Нотацию для тропарей воскресных канонов содержит только певческий сборник Российской национальной библиотеки (1560 гг.; впервые введён в научный оборот Мариной Георгиевной Казанцевой). Иван Алексеевич Гарднер привёл примеры целиком распетого знаменного канона Недели ваий в рукописях XVII–XVIII вв. (в настоящее время подобная версия обнаружена в списке 1648–1652 гг. Российской государственной библиотеки). Полностью нотированные знаменные каноны Пасхи и каноны Недели ваий входят в состав поморских певческих книг, которые относятся к традиции старообрядцев-беспоповцев (оба канона – в Триоди, канон Пасхи – также в Обиходе). Скорее всего, по мнению исследователей, это означает, что в XVIII–XIX вв. каноны Недели ваий также пели целиком, поскольку фиксация напевов в поморских книгах была непосредственно связана с литургическими потребностями. В старообрядческих поповских книгах нотированный канон Пасхи помещён в специальную книгу «Пасха». В Юго-Западной Руси в конце XVI–XVIII вв. каноны исполнялись знаменным (южнорусской редакции), греческим и болгарским распевами. В украинских и белорусских нотолинейных Ирмологионах помимо канона Пасхи и канона Недели ваий (последний часто болгарского распева) встречаются полностью нотированные каноны на Рождество Христово, Богоявление, в Неделю Крестопоклонную, Великую субботу, на Сошествие Святого Духа, в день апостолов Петра и Павла, на Успение Пресвятой Богородицы, на молебне Пресвятой Богородице, трипеснец в Великую пятницу, Великий канон Андрея Критского. Во второй половине XVII в. в рукописях московской традиции появляются целиком нотированные каноны греческого распева, простые по мелодическому содержанию (например, канон Всемилостивому Спасу и новгородской иконе Божьей Матери «Знамение» в рукописи Российского государственного архив древних актов, 1670 гг.). Практика полного исполнения греческим распевом различных канонов могла существовать ещё в первой половине XVIII в. В современной богослужебной практике РПЦ общепринято певческое исполнение канона Пасхи целиком. Тропари других канонов, как правило, не поются. Ирмосы канонов представлены традиционными монодийными распевами (знаменным, греческим, киевским и др.), местными напевами (киево-печерским, Троице-Сергиевой лавры и др.), различными гармонизациями, переложениями и авторскими композициями (см. также ст. Ирмологий).



 
PR-CY.ru