КАНОН - Страница 8

Вопрос о масштабах гимнографической деятельности Иосифа Студита остаётся открытым, поскольку часть приписываемых ему произведений может в действительности принадлежать другим песнописцам с тем же именем. Деятельностью студийских гимнографов процесс пополнения Триоди не ограничивался, существуют комплекты полных и неполных канонов на дни сырной седмицы и Великого поста безымянного автора, а также гимнографа с именем Климент (IX в.) в акростихе богородичнов. Клименту принадлежат и другие каноны, отличающиеся наличием второй песни и отсутствием акростиха (кроме богородичнов). Среди творцов канонов IX в. исследователям особенно известны Никомидийский епископ Георгий и преподобные Феофан Начертанный (ум. в 845 г.) и Иосиф Песнописсец (ум. около 886 г.). Каноны Феофана Начертанного, как правило, включают вторую песнь; они могут иметь акростих или не иметь его. Феофан написал каноны на многие праздники, включая Благовещение Пресвятой Богородицы, а также ряд канонов на памяти Минеи, причём среди последних нередко в одном каноне объединяется прославление нескольких святых, память которых празднуется в один день. Перу Георгия, предположительно епископа Никомидийского, принадлежит около 200 канонов. Прежде всего, это каноны Минеи; исследователи не сомневаются, что гимнограф ставил перед собой задачу написать каноны на каждый день церковного года. Каноны Георгия имеют вторую песнь, содержат имя автора в акростихе богородичнов и, как правило, метрический (обычно 12-сложник) или алфавитный акростих в других тропарях. Как и Феофан, Георгий может объединять в одном каноне сразу несколько памятей святых. Среди его произведений есть не только отдельные каноны, но и венки из нескольких композиций. Иосиф Песнописец известен исследователям как наиболее плодовитый творец канонов. Он создал практически полный круг канонов Минеи (впоследствии они, в основном, вытеснили каноны Георгия) и множество канонов Октоиха и Триоди. Имя автора обычно содержится в акростихе девятой или восьмой и девятой песней канона; через другие песни проходит акростих – часто 12-сложник или алфавитный. Каноны могут иметь или не иметь вторую песнь. Иосиф часто использовал ирмосы других авторов (как полагают исследователи, по причине большого количества созданных им композиций). Большинство канонов Иосифа написано на четвёртый и плагальный четвёртый (т.е. восьмой) гласы, но ему также принадлежит ряд венков канонов на все гласы (в том числе вошедшие впоследствии в состав будничных служб Октоиха). К X в. жанр канона сформировался окончательно. Общепринятым стало исключение из его состава второй песни: по мнению исследователей, это была победа одной гимнографической традиции (к ней принадлежали Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский) над другой (представленной Германом и Георгием и др.). Даже из канонов, изначально содержавших вторую песнь, она, как правило, была исключена. Произведения перечисленных выше песнописцев в значительной степени заполнили корпус гимнографических книг византийской традиции (Триодей, Миней, Октоиха) и сохраняются в них до настоящего времени. Позднейшие авторы (как греческие, так и славянские, грузинские и проч.) при написании канонов неизменно опираются на созданные в VIII–IX вв. образцы.

 



 
PR-CY.ru