КАНОН - Страница 4

Митрополит Софроний первым попытался создать указатель неизданных византийских канонов (в серии статей, объединённых общим названием «Сокровищница церковной поэзии). Крупным проектом публикации неизданных канонов является «Analecta Hymnica Graeca» – многотомный (12 томов по месяцам и том указателей) сборник критических изданий канонов Минеи (но не Триоди или Октоиха) по греческим рукописям итальянских библиотек, первый том которого вышел в свет в 1966 г., а последний – в 1983 г. (AHG). В 1996 г. Елена Папаилиопулу-Фотопулу опубликовала дополнение к AHG: указатель без самих текстов неизданных канонов Минеи по рукописям библиотек за пределами Итали; и дополнения к ней на материале рукописей Болгарии и Синая. Список неизданных канонов Триоди был представлен больше ста лет назад Иваном Алексеевичем Карабиновым; обновлённый список на материале рукописей итальянских библиотек вместе с изданием целого ряда текстов подготовлен Е. Томадакисом, который опубликовал также и предварительный список неизданных канонов Октоиха, основываясь на материале рукописей библиотеки монастыря Гроттаферрата. Помимо перечисленных общих указателей и изданий крупных корпусов канонов существует большое число изданий отдельных канонов, при этом единственному библиографическому указателю научных публикаций византийских гимнографических произведений, в частности канонов, уже больше 30 лет. В целом, несмотря на большую работу, проделанную исследователями в XX в., научные издания по-прежнему существуют лишь для небольшого процента канонов от общего числа византийских композиций. Подготовка к изданию канонов славянских, грузинских, сирийских и арабских авторов находится в начальной стадии. Проблема происхождения канона – одна из ключевых проблем истории византийской гимнографии. Традиционная и до настоящего времени широко распространённая точка зрения состоит в том, что канон, причём сразу в полной форме, является изначально произведением палестинских гимнографов VII–VIII вв., прежде всего, Андрея Критского (около 660 – 740 гг.), а также его младших современников, преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, вытеснившим более раннюю многострофную форму – кондак. Вариантом этой точки зрения является мнение о происхождении формы полного канона, разработанной Андреем Критским, от трипеснцев, приписываемых Иерусалимскому патриарху Софронию I (ум. в 638 г.). Однако убеждение в том, что канон был изобретён авторами VII–VIII вв., по мнению исследователей, противоречит фактам. Тропари к библейским песням утрени упоминаются в более ранних источниках, чем время жизни Андрея Критского. Более того, примеры таких тропарей непосредственно сохранились в греческих христианских папирусах VI–VII вв., а также в грузинских переводах богослужебных книг Иерусалимской церкви, отражающих практику V–VIII вв. В свою очередь, трипеснцы, приписываемые в некоторых источниках Софронию Иерусалимскому, в действительности принадлежат более позднему автору (с этим согласился и Михаил Николаевич Скабалланович, ранее заявлявший о них как о прототипе полного канона). Таким образом, идея создания циклов тропарей к библейским песням старше VII в.

 



 
PR-CY.ru