КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 3

Явленная Казанская икона Божьей Матери в конце XVI в. на средства царского казначея Дементия Ивановича Черемисинова (сына воеводы И. Черемисинова, принимавшего участие во взятии Казани) была украшена золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом («златом, камением драгим и жемчюгом великим»). К концу XIX в. икону украшало несколько драгоценных риз, в том числе золотая праздничная (дар царя Фёдора Ивановича), на которую надевалась другая риза, украшенная крупным жемчугом с бриллиантами и драгоценными камнями. Будничная риза также была украшена жемчугом, имела золотые венцы и множество бриллиантовых украшений и драгоценных камней. В 1767 г. императрица Екатерина II приложила к иконе бриллиантовую корону. Казанская икона в киоте помещалась в двух рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме имелось 12 клейм. Оклад внутренней рамы (1806 г.) был выполнен на средства игуменьи Софии (Болховской) к возведению в 1808 г. нового Казанского собора. Внешнюю раму с клеймами чудес украшал оклад первой половины XVIII в. с фигурными обрамлениями клейм, выполненный на средства полковника Андрея Ивановича Змеева и его супруги. Внутренняя рама изымалась из внешней и имела ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В тёплое время года чудотворный образ пребывал в летнем Казанском соборе, в холодное – в зимнем храме Николая Чудотворца (Николы Тульского). В Казанском соборе (1808 г.) чудотворный образ находился в иконостасе слева от царских врат в большом деревянном киоте. Сохранившаяся монастырская пелена конца XVI в. (27,5х24,5 см) с изображением Казанского образа (Национальный музей Республики Татарстан) создана, как полагают исследователи, в местной мастерской. По мнению исследователей, именно эта пелена в XIX в. висела под явленной иконой. 8 июля и 22 октября (в дни празднования Казанской иконе) совершались крестные ходы из Благовещенского собора в монастырский собор, в обители богослужения возглавляли епархиальные архиереи. Во второй половине XIX – начале XX вв. архиерейские службы в монастыре проходили 15–20 раз в год. Чудотворную икону ежегодно носили ещё в 14 крестных ходах в храмы города. По просьбам горожан монастырские священники приносили Казанскую икону в частные дома. Обитель посещало множество паломников, в том числе 28 мая 1722 г. – император Пётр I, 28 мая 1767 г. – императрица Екатерина II, затем император Павел I, 18 августа 1836 г. – император Николай I, 20 июля 1837 г. и 27 августа 1871 г. – император Александр II, в 1871 г. – будущий император Александр III. 5 июля 1894 г. и 16 июля 1897 г. в монастыре был Иоанн Кронштадтский. После святотатственного похищения явленной Казанской иконы (в ночь на 29 июля 1904 г.) на её место в соборе была поставлена икона Божьей Матери «Паммакаристос», написанная по заказу Константинопольского патриарха Иоакима III и присланная в дар монастырю (к 2012 г. – в фондах Национального музея Республики Татарстан). В Никольской церкви находилась древняя икона Николая Чудотворца, по преданию, привезённая из Тулы, а также два списка Казанской иконы: первый – «с чудесы», второй – список явленной Казанской иконы (он ставился на место чудотворного образа, когда тот был на аналое или участвовал в крестном ходе).

 



 
PR-CY.ru