КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, Казанской и Татарстанской епархии, находится в городе Казани на месте обретения 8 июля 1579 г. Казанской иконы Божьей Матери. Основан около 1579 – 1584 гг., первоначально женский. Сведения об устроении Казанского монастыря приводятся в «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него», составленной около 1594 г. Казанским митрополитом Гермогеном (Исторический музей), и известной исследователям в многочисленных списках XVII–XIX вв. Согласно Повести митрополита Гермогена, после обретения образ крестным ходом перенесли в казанскую церковь Николая Чудотворца (Николы Тульского), где был отслужен первый молебен, а затем – в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от иконы происходили исцеления. С обретённого чудотворного образа выполнили копию, описание явления и чудес от иконы и послали в Москву царю Ивану IV Васильевичу и его сыновьям Ивану и Фёдору, которые дивились, «яко такова образа переводом нигде же не видеша». Царь повелел поставить на месте обретения иконы девичий монастырь и «дать довольную милостыню священному собору и игуменье из своей царской казны и 40 сестрам (установить) годовое содержание». В Казанском монастыре были построены деревянные храм в честь иконы Божьей Матери «Одигитрия», зимняя церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с трапезной, кельи, ограда. Казанскую икону «честным крестным ходом и с молебным пением» перенесли в новоустроенный монастырь. Обитель была основана в период с 8 июля 1579 г. (день обретения Казанской иконы) до 18 марта 1584 г. (дата кончины царя). Первый документ, в котором упоминаются монастырь и, очевидно, его первая игуменья Петронилла («Петранила»), датирован 25 июля 1584 г. Это – грамота казанскому воеводе Григорию Андреевичу Булгакову, в которой царь Фёдор Иванович повелел «отмежевать» обители деревню Кузьмино-Займище (Малые Дербышки; ныне в черте Казани). По мнению исследователей, приводимое иногда в литературе XIX–XX вв. утверждение о том, что первой игуменьей Казанского монастыря стала девочка Матрона, которая нашла икону Божьей Матери на пепелище, не имеет подтверждения в источниках и не могло соответствовать действительности. В Повести митрополита Гермогена сказано лишь о пострижении Матроны с именем Мавра вскоре после устроения монастыря. В расходной книге ладана Казённого приказа упомянуто, что 29 апреля 1632 г. инокиня (а не игуменья) Богородицкого монастыря Мавра, «которой являлась Пречистая Богородица Казанская», приезжала в Москву и по приказу царя Михаила Фёдоровича получала для своей обители три фунта ладана (Российский государственный архив древних актов). В Повести упомянута и вторая игуменья Мария (первая половина 1590 гг.), которая во сне услышала «голос», назвавший средство исцеления жены священника города Свияжска – во время приступов болезни к женщине прикладывали чудотворную икону. В XVII–XVIII вв. настоятельницами Казанского монастыря были: Феодосия (1631 г.), Анфиса (Левашова; март 1643 г. – апрель 1646 г.), Ольга (сентябрь 1652 г.), Марфа (Кирпевская (Киреевская); 1654–1656 гг.), Иулия (1680–1681 гг.), Марфа (Воронцова (Воронова); 1699–1704 гг.), Марфа (Соловцова; 1735–1764 гг.), Евдокия (1764–1778 гг.), Александра (1779–1780 гг.), Павла.

 



 
PR-CY.ru