Словарь по христианству К КАРМА-КАГЬЮПА - Страница 7

КАРМА-КАГЬЮПА - Страница 7

В истории тибетского сакрального искусства карма-кагьюпа известна созданием собственного стиля живописи карма-гадри, школа живописи активно развивалась благодаря Кармапе VIII. Ему принадлежит характеристика «трёх драгоценностей гадри-стиля»: форма и рисунок согласно индийским канонам; цветовая гамма и текстуры, свойственные китайской живописи; композиция и ландшафты в тибетской манере. Кармапа черношапочный изображается как двурукий бодхисаттва Авалокитешвары с телом красного цвета. Будда Амитабха воплощается в облике Шамарпы, представляя активную деятельность, направленную на достижение живыми существами благополучия. Кармапы принимали участие не только в создании монастырей, но и в оформлении их интерьеров. Кармапа V распорядился расписать фресками несколько монастырей и заказал танки в непальском стиле. В начале XVI в. было создано большое количество изображений Белой Тары, Майтреи и других персонажей. Это было время, когда осуществилось взаимопроникновение художественных особенностей, снявших различия между индийской, непальской и китайской школами. Проповедником традиции карма-кагьюпа как одной из форм необуддизма стал датчанин Оле Нидал (тибетское имя Карма Лоди Чжамцо; род. в 1941 г.), ученик Кармапы XVI, основатель Центров Алмазного пути (или Ваджраяны) школы кагью, который проповедует европеизированный вариант карма-кагьюпа в России и на постсоветском пространстве. В России первый «Буддийский центр школы карма-кагью» был зарегистрирован в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в 1991 г. Все российские центры (около 80) входят в Российскую ассоциацию буддистов школы карма-кагью (регистрация в 1993 г.; другое название – «Международная ассоциация буддистов школы Карма Кагью»). Высший орган ассоциации – Конференция представителей центров. Совет представителей центров, постоянным членом которого является Лама Оле Нидал, работает в промежутках между конференциями. Объединение имеет издательство «Алмазный путь», а также выпускает журнал «Мир кагью». В тибетской исторической литературе карма-кагьюпа, как и другие подшколы, существует в пределах традиции кагью (см. ст. Кагьюпа). Современные тибетские исследователи изучают историю школы и раннюю учительскую линию передач. В сочинении Карма Тринле «История Кармап» содержатся жизнеописания 16 воплощений Кармапы. В сочинении Тулку Тхондупу Ринпоче «Развитие буддизма в Тибете» представлены все буддийские школы Тибета, в том числе и кагью с подшколами, с указанием известных деятелей, основных учений, главных монастырей. Интерес европейских исследователей отражён в докладах XI тибетологического семинара. В книге Оле Нидала «Великая печать: Пространство и радость безграничны. Взгляд Махамудры буддизма Алмазного пути» (СПб., 2010 г.) было введено в научный оборот сочинение Кармапы III, связанное с проблематикой махамудры. Изучением истории кармап занимался Х. Ричардсон. Современная ситуация с двумя претендентами на титул Кармапы XVII нашла отражение в журналистском расследовании М. Брауна (об анализе истории и философии школы карма-кагьюпа в работах российских исследователей см. в ст. Кагьюпа).



 
PR-CY.ru