Словарь по христианству К КАРМА-КАГЬЮПА

КАРМА-КАГЬЮПА

КАРМА-КАГЬЮПА (традиция передачи наставлений действия, школа преемственности действия; также камцан кагью – традиция передачи наставлений из Кампо-Гангра) – подшкола линии кагью (см. ст. Кагьюпа) в тибетском буддизме. Принадлежит к так называемым новым школам, которые появились во время распространения второй волны буддизма в Тибете; существует в письменной и устной традициях на территории Тибетского автономного района КНР (ТАР), с 1974 г. – в странах Западной Европы и Америки. По одной версии, «карма», производное от санскр. «карман», означает целостность и полноту всех деяний Будды; по другой – восходит к названию монастыря Карма-Данса (Карма-Гон, также Карма-Лхадинг, 1147 г., Чамдо). Глава школы носит титул «гьялва кармапа» (санскр., тибет. – «действующий победитель»). Это перерождение (тибет. «тулку») Ченрези (санскр., тибет. Авалокитешвара) – бодхисатвы Милосердия. Институт тулку стал составной частью других школ, в том числе гелугпы. Тулку являются бодхисаттвами – теми, кто, достигнув просветления, остаются в сансаре помогать живым существам, являя особые знания и способности: ясность ума, феноменальную память сакральных текстов, сострадание, стремление к передаче знаний и др. Их опознавали на основе предсмертных указаний кармапы и действий малолетнего претендента. Кармапа известен также как «держатель черной короны» (тибет. – черношапочный), т.к. главная регалия школы (головной убор) – чёрная корона (митра), пожалованная ханом Мункэ (1208–1259 гг.) Кармапе II. По преданию, корона сплетена из волос миллиона дакинь (небесных фей), она используется в особых церемониях действующими кармапами. В настоящее время регалия находится в монастыре Румтек (Сикким, Индия). В иерархии глав буддийских школ Тибета кармапа занимает третье место после далай-ламы и панчен-ламы. Источником устной передачи учения Карма-кагьюпа считается Будда Ваджрадхара. Догматика Карма-кагьюпа строилась на опыте Дюсум Кхьенпы (1110–1193 гг.) – основателя Карма-кагьюпа, достигшего понимания двух главных направлений буддийской философии – читтаматры и мадхьямики (тексты Асанги, Нагарджуны, Чандракирти и Арьядевы), а также мадхьямики-Прасангики. В традиции материнской школы он, как и его учитель Гампопа, полагал текст Махаяна-уттара-тантра-шастры, составленной Бхагаваном Майтреей, главным в традиции махамудры. Гампопа даровал ему знания по основополагающим практикам (нёндро) кадампы, обучал философским буддийским дисциплинам, посвятил и ввёл в традицию Хеваджра-тантры, в практики самадхи и випашьяны, и отдал ему право передавать внутренние поучения традиции кагью, а также систему махамудры согласно устным наставлениям Гампопы. Речунгва преподал ему шесть йог Наропы. Дюсум Кхьенпа основал три монастыря: в Кхаме, Чамдо и Центральном Тибете, что значительно укрепило положение школы. Дюсум Кхьенпа стал Кармапой I, предсказание о появлении тулку содержится в Самадхи-раджа-сутре и Ланкаватаре-сутре. Дюсум Кхьенпа в письменном завещании предсказал, что через десять лет после смерти он переродится как Карма Пакши (1204–1283 гг.). С его именем связывают обычай повторять мантру бодхисаттвы «Ом мани падме хум» («О драгоценность в цветке лотоса!»).

 



 
PR-CY.ru