ИСПОВЕДНИКИ - Страница 14

В литургическом календаре Церкви Востока первая пятница после Пасхи именуется «пятницей исповедников» в честь мучеников, пострадавших в Персии при Шапуре II (309–379 гг.). Другой арабский аналог того же сирийского слова практически не употребляется в агиографических памятниках. Чаще всего исповедники и мученики обозначаются одним словом – «свидетель». В памятниках, переведённых с греческого языка на классический эфиопский язык (геэз), слову, обозначающему «исповедники», соответствуют слова, которые восходят к глаголу «быть истинным», «возвещать истину». В Эфиопской церкви почитается как исповедник Лаэка Мариам (XVI в.), исповедавший Христа во время гонений на христиан со стороны арабов-мусульман при императоре Лебна Денгеле (1508–1540 г.). Армянское слово, означающее  «исповедник», по мнению П. Петерса, образовалось как семантический аналог сирийского. Как и в сирийском языке, в армянских источниках исследователям трудно бывает определить, отличается ли этот термин по смыслу от слова, которым обычно обозначается мученик. Так, армянский писатель V в. Егише (Елисей) посвящает исповедникам последнюю главу своего «Слова о войне армянской» и ставит исповедников на второе место после мучеников: «Мученики, исповедники и узники». Он называет исповедниками двух христиан – Абраама и Хорена, каждый из которых, несмотря на длительные пытки, остался в живых и потому является «живым мучеником». Другой армянский автор V в. Корюн, упоминает в «Житии святого Месропа Маштоца» о священнике Иоанне, служившем на гробнице св. Месропа и получившем имя исповедника за то, что провёл длительное время в персидском плену в Ктесифоне. Последняя (VIII в.) редакция «Истории Армении» Агафангела (конец III – начало IV вв.) называет Григория Просветителя то исповедником, то мучеником, то и тем и другим. Святой Григорий получил имя мученика ещё при жизни; Агафангел, его двоюродный брат, сообщает, что, когда после длительного заточения св. Григорий вернулся в Кесарию, его встречали как мученика. Позже слово «исповедник» приобретает более узкое значение, эквивалентное греческому. Именно этим термином обозначаются в армянской традиции преподобный Харитон Исповедник и преподобный Максим Исповедник. Среди армянских святых особым почитанием пользуется Смбат Хостованол (Исповедник), военачальник и член царской династии Багратидов, скончавшийся около 855 г. в персидском плену. В Армянской Апостольской церкви его память празднуется 3 марта и 13 июня, в синаксаре он назван мучеником. Однако в народной традиции его называют исповедником, видимо, для того чтобы отличать от царя Смбата Мученика, обезглавленного мусульманами около 914 г. в крепости Ернджак.

 



 
PR-CY.ru