ИСПОВЕДНИКИ - Страница 15

В грузинском языке термин «исповедники» исследователи встречают редко и, как правило, он употребляется по отношению к преподобному Харитону Исповеднику и преподобному Максиму Исповеднику. В грузинской версии «Жития преподобного Максима», переведённого с греческого, его титул приводится в расширенном виде: «Исповедник истинной веры». В некоторых дохалкидонских церквах почитаются как исповедники те, кто исповедали веру во Христа перед лицом представителей других религий или гражданских властей, пытавшихся насильственно насадить иную веру. В Ассирийской Церкви Востока как исповедник почитается католикос Ава (504–552 гг.), пострадавший во время гонений в Персии при Хосрове I (531–579 гг.). Католикос Сирийской яковитской церкви Ахудеммех (ум. в 575 г.) также претерпел тюремное заключение и пытки от персов. В Коптской церкви наиболее почитаемым исповедником является монах-монофизит Самуил Каламон аль-Мутарриф (Исповедник, ум. в 695 г.), которого гражданские власти Александрии подвергли жестокому наказанию за деятельность, направленную против насаждения халкидонизма при патриархе Кире. Другой коптский исповедник диакон Букайрах (Бакирах) Хамиль ас-Салиб (букв. носитель Креста, XI в.) отказался принять ислам и претерпел жестокие пытки от мусульман. Одна из христианских эпитафий, найденных в итальянском городе Таркуиния, гласит: «Евтихий исповедник положен в VIII календы сентября в мире Христовом». По мнению Джованни Баттиста Де Росси, упоминаемый в этой надписи Евтихий был одним из тех христиан, которые пережили гонения и после пыток и тюремного заключения были освобождены и дожили до мирного времени. Учитывая массовость гонений в III в., а также свидетельства церковных писателей о наличии большого числа исповедников в эту эпоху, можно было бы ожидать обилия сохранившихся эпиграфических свидетельств об исповедников. Однако данные археологии очень скудны в этом отношении: помимо эпитафий из Таркуинии сохранилась лишь одна надпись на миланском саркофаге, приблизительно датирующемся концом III в. (начало утрачено): «…И увенчаны Господом блаженные исповедники, следующие за мучениками, Аврелий Диоген, исповедник, и Валерия Фелициссима, живые в Боге, сделали себе. Если кто-нибудь после нашей смерти положит [сюда] какое-либо другое тело, тот не избежит гнева Бога и Господа нашего». Из содержания этой надписи следует, что саркофаг, на котором она была сделана, исповедник Диоген ещё при жизни приготовил для себя и для некой Валерии (возможно, жены).

 



 
PR-CY.ru