ИСПОВЕДНИКИ - Страница 13

В греческом языке помимо формы мужского рода существует редкая форма женского рода. Епифаний Кипрский говорит о некоем отшельнике Пафнунии, который был сыном «исповедницы». Марк Диакон (V в.) в «Житии Порфирия Газского» упоминает о существовании гробницы святой Феи исповедницы: «Выйдя оттуда, мы отправились в мартирий славного мученика Тимофея, где почивают и другие останки – мученицы Маиуры и Феи исповедницы)» (по мнению исследователей, в строгом смысле слова святая Фея (она же Энната, или Хата, в сирийской переработке сочинения «О палестинских мучениках» Евсевия Кесарийского) была мученицей и пострадала в Кесарии Палестинской; память 15 июля, согласно «Минологию Василия II»). В латинском языке слово «confessor» употребляется, как правило, по отношению к святым мужам, хотя есть и редкие исключения, засвидетельствованные в поздних памятниках XI в. Мосарабский календарь 1072 г. под 9 декабря упоминает о деве и исповеднице святой Леокадии, которая скончалась в тюрьме. Этот же календарь, а также мосарабский календарь 1067 г. под 24 июля содержат память святой исповедницы Сегулины. В большинстве восточных языков термин «исповедники» семантически зависим от греческого понятия. Так, коптские формы «omologhths», «omologiths», «xomologhths» составляют часть того обширного фонда слов, который напрямую заимствован из греческого языка. В сирийском языке слово является дословным переводом греческого и может означать как исповедника, так и (чаще всего) мученика. В сирийском «Мученичестве святого Гурия, Самона и Авива» святые названы «исповедниками». Это название утвердилось в сирийской традиции и перешло в греческую. В 346–347 гг. Эдесский епископ Авраам освятил построенный в честь этих трёх святых храм и назвал его «домом исповедников»  Такое название сохранялось на протяжении последующих веков и стало в Эдессе нарицательным: когда говорили об «исповедниках», имели в виду Гурия, Самона и Авива. Слово, означающее исповедников, иногда употребляется в сирийских памятниках наряду с наименованиями, восходящими к глагольному корню «свидетельствовать», «исповедовать», выражающему идею исповедания веры и мученичества. Афраат (ум. после 345 г.) в 21-й тахвите «О гонении», перечисляя праведников Ветхого и Нового Завета, говорит о том, что те из них, кто исповедали Бога, стали «исповедниками и истинными мучениками». Деление гимнов Ефрема Сирина на рубрики «hymni de martyribus», «hymni de confessoribus» («гимны о мучениках», «гимны об исповедниках») принадлежит издателю. В содержании гимнов нет никаких указаний на действительную разницу между мучениками и исповедниками. В арабских источниках термин, являющийся фонетической передачей сирийского, означающего «исповедник», встречается очень редко.

 



 
PR-CY.ru