ИСПОВЕДНИКИ - Страница 12

Архиерейский Собор РПЦ 1992 г. определил совершать празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января – в день памяти убиения Владимира (Богоявленского) как первого новомученика Русской церкви в архиерейском сане, пострадавшего в Новейшее время, – в случае совпадения сего числа с воскресным днём или в ближайшее воскресенье после него. Юбилейным архиерейским Собором Русской православной церкви 2000 г. прославлены как известные, так и неизвестные мученики и исповедники веры (чин канонизации был совершён 20 августа 2000 г.). Было определено, что в состав Собора новомучеников и исповедников Российских будут включаться святые по решению Священного Синода РПЦ. По состоянию на 1 января 2011 г. поимённо канонизировано 1774 святых. Собор новомучеников и исповедников дополняется по мере обнаружения и изучения сведений о них. Не все лица, пострадавшие в годы гонений, могут быть канонизированы. Те, кто подвергались арестам, допросам и различным репрессивным мерам, неодинаково вели себя в этих обстоятельствах, поэтому Синодальная комиссия по канонизации святых в 1995 г. выработала документ «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века». Исповедником может признаваться пострадавший за веру клирик или мирянин, который подвергся репрессивным мерам, но скончался естественной смертью. Его поведение во время следствия и на допросах должно быть лишено какого-либо оговора, лжесвидетельства против себя или ближних. Отречение от сана, отречение от монашества, работа в органах НКВД в качестве секретных сотрудников делают невозможным прославление клириков и мирян в лике святых. Церковь не находит оснований для канонизации лиц, которые на следствии оговорили себя или других, что стало причиной ареста, страданий или смерти ни в чём не повинных людей, несмотря на то что и сами они пострадали. В вопросе прославления мученика или исповедника есть аспекты, которые могут только отчасти найти отражение в материалах следственных дел, но без решения которых прославление невозможно. Требует особого внимания отношение к имевшим место расколам (обновленческому, григорианскому и др.), поведение на следствии, не являлся ли человек секретным осведомителем репрессивных органов, не вызывался ли в качестве лжесвидетеля по другим делам. Синодальная комиссия пришла к выводу о невозможности канонизации обновленцев, поправших многие каноны церкви, а также стремившихся к пересмотру догматического учения; последователей григорианского раскола, которые пытались захватить власть высшего управления Русской церкви; украинских автокефалистов. Этот общий вывод не распространяется на тех, кто, на время присоединившись к обновленцам или иным расколам, потом оставляли раскол, через покаяние возвращались в лоно церкви и впоследствии становились жертвой антицерковных репрессий. Синодальная комиссия не исключает возможности канонизации лиц, принадлежавших к так называемым «правым» расколам, т.е. клириков и мирян, которые, не соглашаясь с церковно-политической линией Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), прекращали возношение его имени за богослужением и таким образом порывали каноническое общение с ним, продолжая, тем не менее, поминать Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра (Полянского). Признаётся, что действия этих лиц, часто называемых «непоминающими», были обусловлены по-своему понимаемой заботой о благе церкви.

 



 
PR-CY.ru