«ИСАИИ ПРОРОКА ВОЗНЕСЕНИЕ» - Страница 7

Частое использование в «Исаии пророка Вознесении» выражения «ангел Святого Духа», по мнению исследователей, указывает на то, что Святой Дух воспринимается автором как подобный ангелам, но превосходящий их, поскольку только Ему поклоняются так же, как Богу. «Ангел Святого Духа» – это Сам Святой Дух, отмечается, что именно по действию «ангела Святого Духа» праведники достигают возвышенного положения на небесах; говорится, что псалмы и пророчества Ветхого Завета написаны по вдохновению «ангела Святого Духа». Однако исследователи отмечают, что под определением «ангел Святого Духа» явно имеется в виду архангел Гавриил, поскольку говорится, что он вместе с «предводителем святых ангелов» Михаилом на третий день является в гробнице, откуда они выносят воскресшего Возлюбленного на своих плечах. Выражения о явлении «ангела Духа» в мире в момент Благовещения, по сути, являются синонимами выражения «Ангел Господень» в Мф. 1:20, 24. Нахождение «ангела Святого Духа» слева от Господа, несмотря на поклонение ему пророка, говорит о его подчинённом положении по отношению ко Христу (ср.: в 2 Енох. 24:1 Енох занимает место слева от Бога вместе с архангелом Гавриилом). На это же указывает отсутствие имени Святого Духа в ряде вероисповедных формул, в которых упоминаются только Бог и Христос. Исследователи отмечают, что «Исаии пророка Вознесение» представляет один из самых ранних примеров учения о семи небесах в христианской литературе. Небеса устроены иерархически: каждый уровень имеет свой статус и достоинство. При этом на каждом из пяти низших небес в центре находится трон (престол), который служит образом Божьим, поскольку восседающий на нём ангел являет славу Божью. Справа и слева от трона располагаются ангелы. Те, что справа, имеют бóльшую славу. Все ангелы прославляют Бога и Возлюбленного, но их поклонение обращено в сторону трона. Поклонение Богу – основная задача ангелов. На шестом небе славу Божью являют ангелам Возлюбленный и «ангел Святого Духа», поэтому там нет трона, но все ангелы обращены к седьмому небу. Непосредственно Богу поклоняются только Возлюбленный, «ангел Святого Духа» и праведники седьмого неба (Авель, Енох и др.), которые получили после Вознесения Возлюбленного одежды, венцы и престолы. В самом низу располагается «твердь», которая отделяет небеса от земли. Находящиеся там духи не видят славы Божьей. На этом уровне происходят постоянные вражда и борьба. Глава сил зла в «Исаии пророка Вознесении» именуется по-разному: Саммаэль, Велиар, сатана, Малкира (от евр. «царь зла»), Матанбук(ус) (от евр. «дар опустошения») (Мекембек). У него в подчинении находится множество ангелов. Велиар (Саммаэль) входит в сердце Манассии и подталкивает его ко злу. Слугой Велиара оказывается и самаритянин, который в греческой легенде называется лжепророком. По мнению исследователей, его имя (оно передаётся в рукописях по-разному – Белихейар, Бехейра, Мелхейра, Белхира, Бехира, Белкира, Балкира, Мелкира, Малкира, Мелхий) происходит от арам. «избранник зла» (упоминается похожее имя демона – Мелкиреша). Исследователи отмечают, что в отличие от других апокалипсисов в «Исаии пророка Вознесении» нет описания наказаний для грешников (хотя чётко указывается местоположение шеола под землёй), а рай отождествляется с седьмым небом.



 
PR-CY.ru