«ИСАИИ ПРОРОКА ВОЗНЕСЕНИЕ» - Страница 6

Тем не менее, подчинение Сына и Духа Отцу не позволяет исследователям признать триадологию всецело православной. По мнению исследователей, в основе учения автора «Исаии пророка Вознесения» находится толкование Ис. 6:1–5 как образа Троицы (херувимы – это Сын и Святой Дух) (ср.: слова «еврейского учителя»), тогда как другие авторы этого периода, основываясь на Ин. 12:41, видели образ Логоса в окружении херувимов. В «Исаии пророка Вознесении» Иисус прямо именуется «Господом», «Сыном», «Избранным». Именование Христа «Возлюбленным», встречающееся уже в Еф. 1:6, а также в одном из отрывков (ср.: Мф. 12:18), по мнению исследователей, основано на мессианском истолковании Ис. 5:1 (ср. Пс. 44:1; Зах. 12:10). В «Исаии пророка Вознесении» этот титул прилагается к Иисусу как до, так и после Его Воплощения, но именно к Его пребыванию на небесах, а не к земному служению. Ангел открывает пророку, что, придя в мир, Возлюбленный будет именоваться «Иисусом» и «Христом». Сходя в мир, Он преображается, принимая начиная с пятого неба образы ангелов каждого из небес, а затем «подобие человека». При этом на втором и третьем небесах Он называет пароль стражам врат. Цель этих мер секретности заключается в том, чтобы до завершения дела Искупления Он оставался неузнанным (ср.: 1 Кор. 2:7–8; 1 Тим. 3:16). После же Сам Бог объявит, кто Он и поставит Его судией над всем миром. Таинственность сохраняется не только во время прохождения небес, но и после Рождения от Девы (согласно «Исаии пророка Вознесению», Дева Мария принадлежит к роду Давидову). Непорочно зачатый Иисус рождается не как обычный ребёнок. Он неожиданно является Пресвятой Деве в человеческом облике через два месяца после Благовещения. По мнению исследователей, мотивом пассажа является не только стремление подчеркнуть божественную природу Христа, которая сокрыта до времени и через которую творятся чудеса, но и желание включить в повествование исполнение пророчества Ис. 66:7. Кроме того, такое чудесное Рождение объясняет читателю, как Дева Мария сохранила Приснодевство. При этом чтобы остаться не узнанным небесными силами, Иисус Христос разрешает Деве кормить Его грудью, как дитя. После Распятия Иисус нисходит к ангелу ада, но на третий день воскресает, является ученикам и посылает их на проповедь. Возносясь обратно через семь небес, Он удостаивается прославления и поклонения от ангелов (ср.: 1 Петр. 3:22; Еф. 1:21; Кол. 2:15; Флп. 2:9–10). Некоторые исследователи рассматривали «Исаии пророка Вознесение» как типичный пример «триумфалистской» сотериологии (Christus Victor – Христос Победитель), в которой центральное место занимает не антропологический, а космологический аспект искупления: Христос побеждает силы зла, овладевшие миром. Многие исследователи полагали, что «Исаии пророка Вознесение» отражает идеи «наивного докетизма». Однако современная тенденция – рассматривать богословие «Исаии пророка Вознесения» как вполне ортодоксальное для своего времени. Автор не противопоставляет, подобно докетам, человека Иисуса и божественного Христа. Хотя он и делает акцент на доказательстве божественной природы Спасителя, но не отрицает реальности Страстей. Он, скорее, «наивный католик», а его сочинение можно считать примером характерной для этого периода «ангеломорфной христологии». Несмотря на запрет поклоняться ангелам, на седьмом небе ангел-проводник наставляет пророка поклониться ангелу, который «стоял слева от Господа», поскольку, по словам проводника, это «ангел Святого Духа, который говорит в тебе и в других праведниках».

 



 
PR-CY.ru