«ИСАИИ ПРОРОКА ВОЗНЕСЕНИЕ» - Страница 3

Хотя повествование исследователи находят весьма близким к Протоевангелию Иакова, первую очевидную аллюзию на «Исаии пророка Вознесение» исследователи встречают в «Деяниях апостола Петра». Некий «Апокриф Исаии», в котором рассказывалось о его мученичестве, был известен Оригену. Апокриф под именем Исаии также упоминается в «Апостольских постановлениях». Название сочинения «Вознесение Исаии» прямо упоминают Епифаний Кипрский и Иероним Стридонский. Исследователи полагают, что Иероним Стридонский знал текст целиком, а не только вторую половину, поскольку в другом месте он на него ссылается; текст цитирует Амвросий Медиоланский. «Исаии пророка Вознесение» было известно Дидиму Слепцу. С опорой на апокриф составлен «Трактат о мученичестве пророка Исаии» Потамия Лиссабонского. По мнению исследователей, предание о мученичестве пророка Исаии повлияло на установление в V в. дня его памяти 6 июля в иерусалимской литургической традиции. В греческом списке 60 канонических книг (VII в.) «Видение Исаии» упоминается среди апокрифов между «Апокалипсисом Илии» и «Апокалипсисом Софонии». Последним, кто был знаком с греческим оригиналом «Исаии пророка Вознесения», был Евфимий Зигабен, считавший, что этот памятник связан с учением богомилов. На Западе с конца XII в. «Исаии пророка Вознесение» имело хождение в среде катаров, что зафиксировано в их сочинениях и в актах инквизиции. Исследователи полагают, что существовала окситанская версия памятника. По мнению исследователей, если «Исаии пророка Вознесение» является компиляцией, то самые ранние её части восходят к концу I в., а вся композиция была завершена к IV в. (поскольку Иерониму Стридонскому были известны уже обе части). По мнению Р.Г. Чарлза, время окончательной редакции определить крайне трудно, вероятнее всего, концом II – началом III вв. (по мнению Э. Тиссерана, около 150 г.). Р.Г. Чарлз также предположил, что один раздел имел независимое хождение под названием «Завещание Езекии», поскольку под таким заглавием стих 4:12 цитировал Георгий Кедрин. Однако цитата приводится от имени пророка Исаии, а не Езекии (как и в «Исаии пророка Вознесении»), поэтому исследователи считают более вероятным то, что Г. Кедрин относил заглавие «Завещание Езекии» ко всей первой части «Исаии пророка Вознесении». Поскольку под царём, скорее всего, как полагают исследователи, подразумевается император Нерон (говорится о «царе, убийце своей матери», который преследовал апостолов и после смерти снова явится как антихрист), то, по крайней мере, этот раздел не мог появиться до 68 г. Некоторые исследователи видели в этом разделе указание на мученичество апостола Петра. Место происхождения компиляции исследователям установить крайне трудно (равно вероятными считаются Антиохия, Александрия, Малая Азия), однако упоминание негативной роли самаритянина, по мнению исследователей, может указывать на палестинское происхождение памятника. Были даже попытки проследить персидские корни (практика казни через перепиливание была известна в Персии), но в настоящее время эти гипотезы отвергнуты. После открытия кумранских свитков памятник вновь привлёк внимание исследователей.

 



 
PR-CY.ru