«ИСАИИ ПРОРОКА ВОЗНЕСЕНИЕ» - Страница 2

На ахмимском диалекте исследователям известны четыре фрагмента папирусного свитка IV в. (палимпсест, нижний слой – греческий III в.), и 13 фрагментов папирусного свитка, скопированного с более ранней рукописи (на протоликополитанском диалекте) в начале XX в. Исследователи отмечают, что текст памятника чётко делится на две части. В главах 1–5 повествуется о мученичестве пророка Исаии (поскольку многие исследователи рассматривают его как независимый памятник, он часто публикуется отдельно под заглавием «Мученичество Исаии»). В главах 6–11 говорится о вознесении пророка и его видениях (в рукописях эта часть озаглавлена как «Видение Исаии»). При этом внутри первой части исследователи выделяют так называемое Завещание Езекии и историю Михея, сына Иемвлая. Повествование начинается с рассказа о том, как в 26-й год своего правления царь Езекия вызвал к себе сына Манассию, чтобы дать ему наставление. Пророк же Исаия предсказал, что Манассия нарушит завет отца и по наущению Велиара казнит пророка. Далее повествуется о том, как это пророчество исполнилось. Исаия, как и другие пророки, был вынужден бежать из Иерусалима сначала в Вифлеем, а затем на гору в пустыне. Однако укрытие Исаии обнаружил некий самаритянин, который обвинил его в предательстве и богохульстве. Манассия приказал арестовать Исаию и казнил его. В «Завещании Езекии» говорится о том видении, которое было пророку перед его арестом: о жизни и смерти Возлюбленного, о пороках членов церкви, о царствовании Велиара и о Втором пришествии Господа. В «Видении Исаии» рассказывается о том, как пророк, находясь при дворе царя Езекии в 20-й год его правления, умом вознёсся на небеса и получил откровение. Когда он пришёл в себя, то рассказал, как ангел взял его за руку и повёл сначала на нижнюю ступень неба – «твердь», где господствует сатана со своими силами, и где царит такая же вражда, как и на земле. Затем Исаия прошёл шесть небес, видел ангелов разных степеней и, дойдя до седьмого неба, предстал перед Господом и Ангелом (Святым Духом). Он присоединился к ангельскому богослужению, а затем получил откровение о том, что Господь сойдёт на землю, пройдёт семь небес, родится от Девы Марии, пострадает, примет Крестную смерть и воскреснет (стихи 11:2–22 присутствуют только в эфиопской традиции), а затем вознесётся на небо. В финале книги Исаия рассказывает царю Езекии о кончине мира и берёт с него клятву не сообщать об этом народу. Однако Езекия не сдержал клятвы и рассказал всё сыну Манассии в 26-й год своего правления. Тот же не сохранил эти слова в сердце, став служителем сатаны. Хотя в книгах Библии сведений о мученической кончине Исаии не содержится (см.: 4 Цар. 18:13–21:18; Ис. 36–39; 52:13–53:13; Сир. 48:17–35), о том, что пророк был перепилен пилой, было известно мученику Иустину Философу, Тертуллиану и автору «Житий пророков». По мнению исследователей, эта же история подразумевается в Евр. 11:37. Историю о кончине Исаии исследователи встречают в двух вариантах в Вавилонском Талмуде. В кратком варианте рассказа сообщается лишь то, что царь Манассия убил пророка. В другом же варианте Исаия, спасаясь бегством, забирается на дерево, а царь, обнаружив его, повелевает распилить его вместе с деревом (Симеон бен Аззай, который передаёт эту историю, сообщает, что нашел её в некоем «генеалогическом свитке» в Иерусалиме).

 



 
PR-CY.ru