ИППОС - Страница 6

Базилика могла быть выстроена многими десятилетиями раньше. В целом комплекс представлял собой роскошную постройку. Каменные породы из Египта и Малой Азии, которые были использованы при его сооружении, в Палестине известны исследователям только среди остатков неидентифицированного храма, экспонируемых близ мечети Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме. План храма прекрасно уравновешен, виртуозно соединён с большой пристройкой баптистерия. «Двойные» церкви подобного типа встречаются в Иерусалиме и его окрестностях, в V–VI вв. в Негеве и в Изреельской долине. Наиболее ранние образцы подобных планировок известны исследователям по памятникам в Италии (базилика в Аквилее; 313–350 гг.) и Германии (Трир, после 326 г.), хотя некоторые исследователи настаивают на палестинском происхождении подобного типа конструкций. Северо-западная базилика (рубеж V и VI вв., последняя четверть VI в., первая половина VII в.) раскрыта в 2000 гг. экспедицией Варшавского университета (Й. Млынарчик, М. Бурдаёвич). Планировка северо-западной базилики близка к планировке юго-восточной: трёхнефный храм (два ряда колонн по шесть в каждом) с тремя входами по западной стороне и с атриумом, колонны которого образовывали четыре крытые галереи вдоль его стен. Храм построен на месте греко-римского святилища, которое ко времени возведения христианской постройки уже пришло в запустение. Подобные отдельные случаи известны исследователям в позднеантичный период, в Палестине это храм Гроба Господня в Иерусалиме (320–330 гг.) и базилика Евдоксиана в Газе (начало V в.). Обычно же предпочитали строить храмы разных религий в разных местах, иногда рядом, но не на одном месте, один вместо другого. Примеры же перестроек и переосвящений, как правило, относятся к концу VI – VII вв. Таким образом, местоположение северо-западной базилики в Иппосе позволяет исследователям представить взаимоотношения между конфессиями в этом полисе в период его христианизации, а также изучить некоторые аспекты генезиса базиликальной формы христианского храма. План храма во многом определяется планом предшествующей постройки, стены опираются на её фундамент из крупных известняковых квадров. В первой фазе строительства (рубеж V – VI вв.) храм был буквально вставлен в рамки древнего прямоугольного святилища, из-за чего восточная стена оказалась прямой. Внутри в восточной части прямоугольника помещена апсида с двумя комнатами по бокам (пастофориями). Изначально пастофории сливались с вытянутыми вдоль наоса боковыми нефами, но при позднейших перестройках были отгорожены от общего пространства храма. Традиционно конструкция алтаря с пастофориями считается сирийской. С запада к базилике по всей её ширине примыкал атриум, площадь которого была больше площади наоса. Такую пропорциональную исследователи несоразмерность также объясняют влиянием планировки прежнего языческого святилища. Оно стояло независимо от других построек в окружении просторного двора, в то время как христианский зодчий попытался соединить новую храмовую постройку на том же месте с атриумом. Исследователи полагают, что для частичного уравновешивания объёмов с южной и северной сторон к базилике пристроили широкие одноэтажные галереи. Хотя верхняя часть храма не сохранилась, обнаруженные рядом с северным входом в атриум ступени, которые вели наверх, позволяют исследователям предположить наличие второго этажа над боковыми галереями.

 



 
PR-CY.ru